Биография
Выставки
Актуальные проекты
Ссылки
Прямая речь
Контакты
Андрей Чежин родился в Ленинграде (1960). Окончил Ленинградский институт киноинженеров (1982). Тогда же начал фотографировать.
Член фотоклуба «Зеркало» (1985), группы «ТАК» (1987–1996). Участник художественного объединения «Фотоpostscriptum» (1993). Член Союза фотохудожников России (1995), Товарищества «Свободная культура» (1996), Международной федерации художников (IFA) (с 1998). Организатор и член совета ежегодного фестиваля «Осенний фотомарафон» (1999–2005). Директор галереи «ФОТОimage» и личного музея современного искусства «Музей канцелярской кнопки».
Член Союза фотохудожников России. Автор 90 персональных выставок, участник 180 групповых выставок в России и за рубежом.
Персональные выставки
1993 «Я — объект», галерея «Фотоpostscriptum-place», Санкт-Петербург
1993 «Автопортрет 366 дней», Сен-Марселлен, Франция.
1994 «В гостях у Буллы», галерея «21», Санкт-Петербург;
1996 «96 фотографий», Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
1996 «Хармсиада», галерея «ФОТОImage&4aquo;, Санкт-Петербург; «Андрей Чежин», галерея «Teatro», Москва; «Невская купель», крейсер «Аврора», Санкт-Петербург.
1997 «Город-текст», галерея «Борей», Санкт-Петербург;
1997 «7 платформ АХЕ», Балтийский Дом, Санкт-Петербург.
1998 «Сон», (Санкт-Петербург — Варшава), Mala galeria, Варшава;
1998 «Kharmsiade & From the Life of Thumb-pins», NONAME gallery, Роттердам.
1999 «Russian Lens on Washington. Andrey Chezhin: New Angles», District of Columbia Art Center, Washington, D.C.;
1999 «Прозрачные сны», галерея «Дельта», Санкт-Петербург; «Я хотел вернуться к тебе и не мог», Санкт-Петербургский музей B.B.Набокова;
1999 «Твое-мое», галерея «ФОТОimage», Санкт-Петербург; «Город-призрак», Институт Открытое Общество, Особняк Кочубея, Санкт-Петербург.
2000 St.Petersburg, Escher Series., Anya Tish gallery, Houston FotoFest, Texas;
2000 «След ГУЛАГа», галерея NONAME gallery, FotoBiennale, Rotterdam, The Netherlands; «Кнопка и модернизм», галерея «Дельта», Санкт-Петербург; «Capital destuction — rearranging landmarks», Hovedbiblioteket, Esbjerg, Danmark; «Touching St.-Petersburg», Multihus Tobaksfabrikken, Esbjerg, Danmark; «Ретроспектива 1988—2000», Galeria Z, Month of photography, Bratislava, Slovakia.
2001 «Кнопка и модернизм», Музейный центр РГГУ, Москва;
2001 «Любовь к себе, разве это не прекрасно?», (совместно с Д.Мишениным), Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Санкт-Петербург; «Постмодернистский Петербург», Самарский Художественный Музей, Самара; «Детский альбом», галерея «Дельта», Санкт- Петербург; «Дом свиданий», галерея «ФОТОimage», Санкт-Петербург.
2002 «Абстрактная фотография», галерея «Дельта», Санкт- Петербург;
2002 «Линии жизни», галерея 103, Kультурный Центр «Пушкинская-10», Санкт-Петербург; «Хармсиада», Giedre Bartelt Galerie, Berlin; «Матросские сны», галерея 21 век, Прага; «Собор», галерея «Дельта», Санкт- Петербург; «Геометрия стихии — стихия геометрии», галерея «На Обводном», международный бизнес-центр «Нептун», Санкт-Петербург; «Андрей Чежин», Gomez gallery, Baltimore, USA.
2003 «Сорок третий», галерея «Астрософт», Санкт-Петербург;
2004 «Город-текст», галерея «Артколлегия», Москва; «Мост. Улица. Исаакий. Свет», noname gallery, Rotterdam; «Матросские сны», галерея «Дельта», Санкт-Петербург; «Венеция», Гостиная искусств, ресторан «Палкин», Санкт- Петербург; «Рыбы», галерея «ФОТОimage», Санкт-Петербург.
2004 «Руки», Фонд художника Михаила Шемякина, Санкт- Петербург.
2020:
— «Ленин в Громове», к 150-летию В.И. Ульянова-Ленина, «ДК Громов», С-Пб.
— «Синдром Золушки», автор проекта Я. Кальменс, галерея «Арт-лига», С-Пб.
— «Непарадное», Биеннале книжной графики 2020, выставочные залы ТСХ, С-Пб.
— «Восприятие 2020», отчетная выставка секции фотографии, выставочные залы ТСХ, С-Пб.
— «Выставка о Петербурге», галерея «Zerno», С-Пб.
— «Непрозрачность», куратор П. Белый, галерея «Люда», С-Пб.
— «Город как субъективность», автор проекта А. Парыгин, Новый выставочный зал, Музей городской скульптуры, С-Пб.
— «В восемь утра в сосновом бору», куратор Я. Кальменс, «Мастерская полковника», С-Пб.
— «Арт-ярмарка», Экспофорум, С-Пб.
2023 «Кнопка зрения», ЦВК Beton, Москва (каталог).
2017
Персональные выставки:
— «25 оммажей», арт-отель «Рахманинов», С-Петербург.
— «Снаружи», галерея «Дверь», арт-центр «Пушкинская-10», С-Петербург.
— «Пространство Эшера», арт-центр «Красный», Новосибирск.
— «Кнопка и модернизм. Альбом для кнопок. Руанские соборы», Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск.
— «Пространство Эшера», арт-центр «Бронзовая лошадь», Краснодар.
Групповые выставки:
— «Фотокарточки», Стереоскоп, Императорская академия художеств, С-Петербург.
— «Red Horizon», Columbus Museum of Art, Columbus, USA.
— «Скучные места», арт-пространство «ДК Громов», С-Петербург.
— «Приглашение к счастью», арт-пространство «ДК Громов», С-Петербург.
— «Портрет», фотолофт «Маяк», С-Петербург.
— «10 световых лет», Люминографическое общество, арт-пространство «Vincent», С-Петербург.
— «Девиация 1», ЛОСХ, С-Петербург.
— «Девиация 2», галерея «Zerno», С-Петербург.
-«Фото Топ. Портрет», галерея Классической фотографии, Москва.
-«Новая волна. Художественная фотография конца 1970-х начала 1990-х годов», РОСФОТО, С-Петербург.
-«Помним! Навсегда?» ЦВК Beton, Москва.
— Ярмарка современного искусства «Katalog», типография Сытина, Москва
Участие в мероприятиях:
— «Авангарденс», Х Международный фестиваль «Императорские сады России», Михайловский сад, С-Петербург.
— «Питерфотофест 2017», фестиваль фотографии, «Золотая долина», Коробицыно, Ленинградская область.
Андрей Чежин и Собор. / photographer.ru 2002.
Андрей Чежин: концептуально предсказуемая непредсказуемость. / Prophotos.ru 2011
Андрей Чежин: «Самое простое — фотографировать себя» / Заотдых.2013
Андрей Чежин: «Надо фотографировать только свои ощущения» / foto.ua 2013
Наши люди. Фотограф Андрей Чежин / PROPHOTOS 2015
СФОТОГРАФИРУЙ КАЛЕЙДОСКОП. Андрей Чежин / ROSPHOTO
Из интервью для сборника «Параллелошар», 2010 год.
Как начиналась твоя творческая жизнь?
Началось с того, что я поступил в Ленинградский институт киноинженеров. Во время учебы в институте я постоянно фотографировал. Но это были довольно скучные снимки, как я сегодня их воспринимаю.
В институте существовал слайд-клуб, где мы делали слайд-фильмы. Это было здорово, но уже тогда я понял, что кинооператор или кинорежиссер всегда работает в команде. Я в команде работать не могу, уже тогда я осознавал себя как одиночка. Со временем у меня появилось много снимков. Я пришел в фотоклуб «Зеркало». Тогда, в 1980-е годы, в фотоклубе процветал социальный репортаж, и сам фотоклуб «Зеркало» был альтернативой тому, что происходило в окружающем мире. Он объединял людей, которые, с одной стороны, негативно относились к существующей действительности, а с другой — пытались эту же действительность отобразить фотографически.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов я понял, что необходимо создавать что-то иное, свое. Это было связано в том числе и с перестройкой. Я поступил радикально: начал фотографировать Санкт-Петербург. Но не задворки, а парадный город. Новый взгляд на парадный город. Так возник проект «Город-текст».
К 1994 году мне стало неинтересно делать прямую фотографию: что увидел, то и сфотографировал. Хотелось делать что-то такое, чего никто не мог предположить, и главное — самостоятельно увидеть. Поэтому возникли двойные, тройные экспозиции. Я всегда отдавал предпочтение черно-белой фотографии. Она точнее и интереснее.
Была ли у тебя своя мастерская до «Пушкинской-10»?
Лаборатория крайне необходима фотографу. Одно время я работал в фотолаборатории при строительной организации. Затем я получил фотолабораторию через Союз художников, где и сегодня работаю. На «Пушкин-ской-10» я, как правило, оформляю фотографии, здесь мастерская, где я работаю, фотографирую.
Как и когда ты оказался на «Пушкинской-10»?
Мы оказались здесь раньше, чем стали организовывать различные выставки. На старой «Пушкинской» были организованы «Фотоimage» и Foto postscriptum. Хотя надо заметить, что наше существование на старой «Пушкинской» было больше похоже на борьбу за выживание. Не было отопления, электричества и т. п. Структура нового Арт-центра «Пушкинская-10» нам, фотографам, очень понравилась, и мы стали устраивать здесь выставки.
Где было легче заниматься творческой работой — на «старой» Пушкинской или на новой?
На «старой« Пушкинской не было света и тепла, но пространства было больше. Сейчас у арт-центра есть уже определенный статус. На сегодняшний день это известная организация как в России, так и за рубежом. Для меня важно то, что я могу организовать здесь свое творческое пространство, пригласить людей, показать им свои произведения. Очень хорошо и удобно, что Пушкинская находится в самом центре города, в самом его сердце.
Как ты оцениваешь культурную и общественную значимость арт-центра «Пушкинская-10»?
Здесь возможно представить публике современное искусство. Это определенная структура нонконформистского движения. И это очень важно, что она существует в нашем городе, культурной столице России.
Кого из художников Запада и России ты считаешь наиболее значимым? Чье творчество оказало влияние на становление твоего художественного метода?
Малевич, Матисс и Пикассо являются моими любимыми художниками. «Черный квадрат» Малевича мне очень нравится. Художник обозначил свою жизненную позицию, представив геометрическую фигуру обществу. До него такого не делал никто. А сегодня в этом весь наш современный дизайн! «Черный квадрат» — это очень смелый творческий поступок! Особенно любим мною Рене Магритт, поскольку у него изобилуют фотографические идеи. Особенно хочется отметить Уорхола. У него фотография и шелкография возведены на очень высокий уровень.
Являешься ли ты членом каких-нибудь других творческих союзов, кроме «Свободной Культуры»?
Да. IFA (Международный союз художников). Еще вхожу в Московский союз фотохудожников.
Над каким произведением ты работаешь сейчас?
У меня есть любимый имидж, которым я достаточно давно занимаюсь. Это кнопка. Простая советская канцелярская кнопка. Она была выбрана как пластичный и остросоциальный образ.
В своих первых проектах, когда я впечатывал кнопки вместо лиц, просматривалась вполне определенная авторская позиция. Я использовал любительские негативы. При печати закрывал лица кружочками, а потом впечатывал на это место кнопку. Из любительских негативов, принадлежащих разным людям, создавался альбом альбомов, объединенных одной темой.
Почти все любители фотографируют одинаково. Они не думают о композиции. Пролистывая любительские фотоальбомы, люди, как правило, смотрят на лица. Если знают людей, которые запечатлены, фотографии им интересны.
Моя задача состояла в том, чтобы люди смотрели на фотографии. Вместо лиц — кнопки, поэтому зрителю приходится рассматривать сами фотографии.
С 5 мая 2007 года в галерее «Фотоimage» существует Музей канцелярской кнопки.
Кроме того, работаю над проектом «Линия жизни». Я использую целые фотоальбомы. Большие семейные фотоальбомы из любительских фотографий. Я стараюсь вычленить линию жизни человека. Переснимаю только лицо. И создаю линию жизни этого человека. Она может не совпадать с реальной, потому что я могу нарушить хронологию и поменять последовательность фотографий. Придумать такую линию жизни, которая была бы интересна лично мне.
Конечно, это своеобразная мистификация. Бывает, что линия жизни одного человека включает несколько фотографий, сделанных практически одновременно. Таким образом, на снимках время замедляется, а где-то оно ускоряется настолько, что от одной фотографии до другой мелькают десятилетия. Мне интересно со всем этим экспериментировать.
Что значит для тебя «Пушкинская-10»?
Это замечательный арт-центр, где я пытаюсь существовать, жить и работать. Мне бы очень хотелось, чтобы она процветала и существовала всегда!
Интервью взял П. Цанько