художник, скульптор
администратор арт-центра «Пушкинская-10»
художник, скульптор
администратор арт-центра «Пушкинская-10»

Биография

Татьяна Иосифовна Баранова родилась 30 ноября 1943 года.
В 1962 году окончила Ленинградское художественно-педагогическое училище, а в 1972 — училище им. В. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица).
Работала преподавателем в школе, архитектором в проектном институте, художником-мультипликатором на киностудии Леннаучфильм, преподавала в Архитектурном колледже.
С 1994 года в арт-центре «Пушкинская-10».
Работы находятся в Государственном Русском музее, в частных коллекциях России и за рубежом.
С 2017 года Татьяна Иосифовна успешно совмещает художественную деятельность с непростой работой администратора нашего арт-центра.

О художнике

Татьяна Иосифовна Баранова родилась в Вологде, после войны она с матерью возвращается в Ленинград, квартиру числившуюся за ее семьей заняли военные, пришлось переехать в Красное Село, где Татьяна Иосифовна, жила до 3 класса. Живопись интересовала Татьяну Иосифовну с раннего детства, учась в начальной школе, она схитрила, выпросила краски, сказав, что они понадобятся на уроках, о чем в скором времени узнала мать, но самое главное, что краски остались с ней. 

В 1954 году ее семья вновь переехала в Ленинград, школы были переполнены, но все-таки удалось найти место в школе для девочек.

Мать не одобряла стремление дочери связать свою жизнь с искусством, т.к. считала, что художники денег не зарабатывают. Когда Татьяна Иосифовна была в 7 классе, мать ей сказала, что после окончания 7 класса, дочь должна идти работать на завод, даже отнесла ее документы в училище при оптико-механическом заводе, но  субтильного телосложения 14-летнюю девочку не взяли, т.к. в тот год вышло постановление принимать производственников. Не поступив, Татьяна Баранова не отчаялась и по настоянию своей школьной учительницы пошла в художественно-педагогической училище, где приобрела первые профессиональные навыки в области изобразительного искусства. Благодаря врожденному таланту быстро догнала сокурсников, которые уже имели художественную подготовку. После окончания учебы, в 1962 году, ее по распределению отправляют в Саров, где она проработала 3 года.

В 1965 году, в пику матери поступает с первого раза в Мухинское училище, на вечернее отделение, по направлению «Дизайн». В этом же году впервые увидела своего будущего мужа Люциана Петровича Долинского, но лично с ним не познакомилась. Учебу закончила в 1972 году пропустив один год из-за болезни. Работала в проектном институте Алюминиево-магниевой электронной промышленности, где занималась проектированием интерьеров заводоуправления.

Затем четыре года проработала на киностудии – создавала мультипликацию для научно-популярных фильмов. Но в то же время тяжелая болезнь подкосила здоровье, оказался сорванным зрительный нерв, врачи давали неутешительные прогнозы, и всячески настаивали на том, чтобы Татьяна Иосифовна прекратила заниматься рисованием, во избежание полной слепоты. После такого диагноза Татьяна Иосифовна возвращается на прежнее место работы в проектном институте. Но и оттуда пришлось уйти через некоторое время по состоянию здоровья.

В мае 1994 году Татьяна Баранова обосновывается в новом арт-центре “Пушкинская-10”, который на тот момент существует уже 5 лет. В этом же году знакомится с художником Люцианом Петровичем Долинским и спустя несколько месяцев выходит за него замуж. Люциан Петрович также работал в мастерской на Пушкинской-10 с 1989. Работы супругов не вписывались в общую канву работ художников-нонконформистов, сотрудничающих с Пушкинской-10, из-за чего случались и конфликты.

Татьяна Иосифовна из-за болезни не могла посвятить себя творчеству полностью, в основном выставляла небольшие работы на коллективных выставках, помимо этого у нее была совместная выставка с супругом. Также участвовала в выставке мини-арта, темой ее работ была крыши и подворотни Петербурга. Кроме традиционных материалов – масло, пастель, уголь, Татьяна Иосифовна для вдохновения использует все что попадается под руку: однажды увидев кусочек засохшего теста, художница создала серию работ из этого самого теста и назвала ее «Каракозяки ползут».

С 17 ноября 2018 года в галерее Арт-Лига, в течение месяца будет проходить персональная выставка Татьяны Барановой. Сама художница пока работает над содержанием картин, очень хочет вновь писать масляными красками, т.к. давно не работала в этой технике.

Материал подготовила Кириллова Станислава.

Интервью

В мае 2018 года с художницей побеседовала  София Будыкина.

Татьяна Иосифовна, расскажите, как вы пришли к искусству? Есть ли у Вас художественное образование?

Закончила я школу-семилетку. Мать хотела чтобы я пошла в техникум, и очень не хотела чтобы я стала художницей, считая эту профессию малооплачиваемой. Долгое время я не говорила ей, что поступила в Ленинградское художественно-педагогическое училище. Позже принесла ей первые наброски обнаженной натуры. За достаточно короткий период я догнала всех кто до этого занимался и имел опыт в искусстве. В 1972 году поступила в Мухинское училище на вечернее отделение.

Как вы познакомились с мужем, известным художником Люцианом Долинским? 

Познакомились мы с Люцианом в далеком 1965 году, когда знакомая привела меня в его мастерскую. А вот поженились только в 1994, заключив фиктивный брак. Кстати, фиктивный считается одним из самых крепких браков (смеется). Правда целых полгода нас не расписывали – все отсылали заявление назад. Потом поняли, что от нас не отвязаться и в октябре нас расписали.

Как же вы попали сюда, на Пушкинскую-10?

На Пушкинскую 10 меня привела подруга Ира Третьякова в мае 1994 года. У Люциана была здесь четырехкомнатная мастерская. Вот и работали с ним в вместе. Как два паука в банке. Было несколько сложновато. Он мне говорит «Ты меня не рисуй!». А я все равно рисовала. Тайком.  В последствии врачи поставили мне неутешительный диагноз – нарушение зрительного нерва. Заниматься искусством мне запретили. Но Люциан поддерживал меня и сказал никого не слушать.

Расскажите про Ваши персональные выставки.

У меня были выставки в городе Саров два или три раза. Позже была областная выставка в г. Горьком. Потом была выставка в Ленинграде в проектном институте, откуда мои  работы просто кто-то утащил. И после этого пропало у меня желание выставляться. У нас с Люцианом была совместная выставка в 2009 году. В ноябре будет еще одна выставка. Пока даже я сама не знаю что там будет выставляться..

Как можно охарактеризовать стиль Ваших работ?

В свое время шли разговоры, что мы с Люцианом никакие не нонконформисты, мол, мы реалисты, академисты..  Но после ряда наших работ, к примеру, «Ночной серенады» Люциана, они свое мнение изменили. Замолчали.

Какие материалы преобладают в Ваших работах? 

Люциан в свое время ругал меня, потому что использую все, что под руку попадется. Использую и пастель, и масляные краски, и даже хлебные мякиши (смеется).

Может, у Вас есть какие-то излюбленные сюжеты?

Излюбленных сюжетов у меня нет. Допустим, что-то увижу, понравилось – напишу на эту тему пару работ и больше этот сюжет меня не интересует. Была выставка мини-арта, где выставлялись мои работы с видами крыш и подворотен города… На последней выставке были преимущественно цветы и портреты.

Выставки

Участник выставок в г. Сарове и в Санкт-Петербурге:

– в арт-центре «Пушкинская-10»
– «Весь Петербург» в Центральном Выставочном зале «Манеж»
– в Музее городской скульптуры;
– в Государственном Русском музее;
– в библиотеке №4 пос. Ольгино Ленинградской области.

Галерея

Графика

Творческая деятельность

Ноябрь – декабрь 2018 г. – персональная выставка “Неформальные впечатления”. Пушкинская-10. Арт-лига.

Январь 2018 г. – Занятия и оформление новогодних праздников. Диспансер Красногвардейского района.