Художник
Художник

Биография

Родился в 1960 в городе Йошкар-Ола, Мари-Эл. С 1981 живет и работает в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В 1987 окончил ЛВХПУ им В.И.Мухиной, кафедра программного дизайна. В 1988 -90 — многочисленные выставки и перформансы группы «СВОИ» на различных площадках города. Подписывает свои работы «Гиппер Пупер». В 1993 вместе с Олегом Масловым создает неоакадемическую серию «Голубая лагуна». Профессор Новой Академии Изящных Искусств.

О художнике

Гротескный фетишист

Как-то в начале 1990-х фотограф Чежин был удивлен, увидев в метро в час пик художника Виктора Кузнецова, рисующего что-то лезвием. Пассажиры, заглядывавшие через плечо, поражались не меньше: никакого изображения на картоне в руках у чудака не возникало. Между тем до «Звездной» художник стоя успевал создать несколько заготовок 15х21 см, помещавшихся в карман пальто. А дома после ряда манипуляций картонки, так сказать, проявлялись, расцветая изысканными изображениями.

В этом анекдоте весь Кузнецов, виртуоз-оригинал, больше известный под прозвищем Гипер-Пупер. Который когда не спит, то рисует. А возможно, рисует и во сне. Сон-греза-метаморфоза — его тема. Как в сомнабулическом состоянии Гипер-Пупера в Новую академию привела ностальгия — нет, не по классике в ее стро­гой неогреческой, винкельмановской ипостаси, а ностальгия по роскоши барокко. Тоска по барокко у Кузнецова — это как у Зедльмайра «утрата середины»; барокко для Кузнецова — та эпоха, когда красота в ее роскоши достигала наивысшей востребованности. Это великолепие, когда и Арчимбольдо смотрится как палех. Это абсолютизм со вкусом и возможностью сосредоточить такие средства, что последующее можно рассматривать только лишь как упадок (средств, вкуса, власти, сосредоточенности и т.д.). Барокко разнообразно, говорит Виктор. Это и Рубенс, и Пуссен; это и Караваджо, и голландцы; это время мастерских-фабрик для очень богатых, с чем по размаху ныне могут сравниться разве что телеканалы или киностудии; но это и заспиртованные кунсткамерные уроды, и чучела оттуда же, и панно из минералов там же. И далее тянутся гирлянды метаморфоз петербургского бреда: карлики, ледяные дома, карнавалы, архитектура историзма, гоголевщина да шемякинщина, аж до самого некрореализма. Необарочный Гофман в русском варианте — Гоголь; что и было вовремя, к юбилею, подмечено Иреной Куксенайте, которая волей ку­ратора обратила сказочные модели Гипер-Пупера в черевички — центральный ­мотив выставки. Туфли-перевертыши, туфли-бабочки, туфли «гоголь», туфли «тарас бульба», туфли «никита михалков»; фаллические, цветочные, животные и прочие — вплоть до туфель персонажей версальского балета эпохи Короля-Солнце. Обувная алхимия имеет и психо­аналитическую подоплеку: Виктор упоминает о запахе кож в доме деда, шившего обувь. В попытке привить современному миру «безумную максиму визуальности», достичь «чудес прошлого» Гипер-Пупер, возможно, достигнет своей мечты.

©️Андрей Хлобыстин.

Источник: afisha.ru

Пресса

Выставки

Персональные выставки

1992 «Палочки на водопадах», «Галерея 103», Санкт-Петербург

1994 «Голубая Лагуна», НАИИ, Санкт-Петербург

2003 «10 лет творческой дружбы», Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург

2005 «Рисунки острым», Музей Новой академии изящных искусств, Санкт-Петербург

2007 «Кубическая голова», Музей Новой академии изящных искусств, Санкт-Петербург

2008 «Пара-нормальный фасон», галерея «Формула», лофт-проект «Этажи», Санкт-Петербург

2009 «Атака в узоры», галерея Anna Nova, Сакт-Петебург

Участие в выставках

1975 «Молодые художники Йошкар-Олы», ЦВЗ, Йошкар-Ола
1980 «Факт», Башня Кик ин де Кек, Таллин, Эстония
1987 «Полигон», Музей ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Ленинград
1988 «Молодые гении», Молодежный культурный центр, Ленинград
1988 «Современное искусство Ленинграда», ЦВЗ «Манеж», Ленинград
1989 «От неофициального искусства к перестройке», Гавань, Ленинград
1989 Группа «СВОИ», Литейный, 57, Ленинград
1989 «Советское искусство», Pictum,Хельсинки, Финляндия
1990 «Фестиваль галерей», ЦВЗ «Манеж», Ленинград
1990 «I биеннале новейшего искусства», Гавань, Ленинград
1991 «СВОИ», Мраморный дворец, Ленинград
1991 «Невский проспект. Андерграунд», фестиваль Санкт-Петербурга в Нанте, Франция
1994 «Ренессанс и резистанс», Мраморный дворец, Русский музей, Санкт-Петербург
1995 «Самоидентификация. Состояние искусства Санкт-Петербурга с 1970 года по настоящий момент», Киль, Берлин, Осло, Сопот, Петербург
1996 «Метафоры отрешения. Актуальное искусство из Санкт-Петербурга».Badisher Kunstverein, Карлсруэ, Германия
1996 «Идиллия и катастрофа», EK Tachrom, Эрфурт
1996 «Олег и Виктор», Айдан-галерея, Москва
1997 Кабинет, Ателье Олега и Виктора, Стеделийк музей, Амстердам, Нидерланды.
1997 Первый международный месяц фотографии, Манеж, Москва
1998 «Путешествие на остров Киферу», Манеж, Санкт-Петербург.
1998 Второй месяц фотографии, Манеж, Москва
1998 «Et in Arcadia Ego». Amfilada Gallery, Щецин, Польша
1999-2000 Биенале стран Балтии, Щецин
1999 — Выставка графики «Дантес», Галерея «Ротонда», Москва
2000 «Динамические пары», Манеж, Москва
2001 «Красота и эротизм, скульптурные опыты», Нидерланды, Гронинген
2001 «Между землей и небом», Музей современного искусства, Остенде, Бельгия
2002 «Снегурочка-новое искусство из России», Польша, галерея, Варшава
2002 «Художники идеала», Палаццо Форти, Верона,
2003 Современное искусство Петербурга, Австрия, Грац
2004 «Русский неоакадемизм, Музей современного искусства, Борнхольм, Дания
2004 «Se Opp! (Watch out! Искусство из Москвы и Санкт-Петербурга ), Национальный музей искусств, Норвегия, Осло
2005 «Мода и стиль в фотографии», МДФ, Московский музей современного искусства, Москва
2005 «Неоклассицизм, часть I, художники круга Тимура Новикова», Москва, галерея RuArts
2005 «Сообщники», Третьяковская галерея на Крымском валу, Москва, Первая московская биеннале современного искусства