рок-музыкант, поэт, композитор, актёр, художник и продюсер
рок-музыкант, поэт, композитор, актёр, художник и продюсер

Биография

Рок-музыкант, поэт, композитор, художник и продюсер, основатель, фронтмен группы ДДТ.

Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (2005).

Юрий Шевчук родился 16 мая 1957 года в посёлке Ягодное Магаданской области в семье Юлиана Сосфеновича Шевчука (1924—2013) и Фании Акрамовны Гареевой (1925 г.р.). Основным увлечением мальчика до шести лет было рисование, которое он продолжил после переезда семьи в 1964 году в Нальчик. Параллельно учёбе в школе и прежнему увлечению, Юра начинает брать частные уроки музыки. В 1970 году семья переезжает в Уфу в центр города. После окончания школы в 1975 году Шевчук поступает на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. В институтской среде он — душа компании, активно участвует в студенческом театре. Получив диплом художника, Шевчук попадает по распределению на три года в сельскую школу в башкирский посёлок Иглино. Даёт уроки рисования и параллельно играет в группах «Вольный ветер» и «Калейдоскоп», выступает на школьных вечерах, праздниках в домах культуры. За свои первые музыкальные опыты Юрий получает приз на конкурсе авторской песни.

В конце 1979 года, по рекомендации общего знакомого, Шевчук был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК «Авангард». Так в 1980 годупоявляется рок-группа, которая скоро станет известна как «ДДТ». К этому времени Юрий писал стихи, и исполнял их под гитару.

В 1982 году Шевчук приехал в город Горький, чтобы встретиться с находившимся там в ссылке Андреем Сахаровым, но его не пропустили к дому Сахарова.

В 1982 году «Комсомольская правда» объявила Первый Всесоюзный конкурс «Золотой камертон», в котором принимали участие группы со всей страны, присылая свои записи. Группа Шевчука прошла первый тур и возникла необходимость в официальном названии коллектива. Тогда и родилось название «ДДТ». А группа стала лауреатом этого конкурса с песней «Не стреляй». На этом «Камертоне» Шевчук познакомился с ещё одними конкурсантами, череповецкой группой «Рок-сентябрь», которая располагала уникальным по тем временам арсеналом технических средств и предложила записаться вместе. В начале 1983 года Шевчук отправился в Череповец, но в планах лидеров «Рок-сентября» были записи идеологически проходных песен в духе «Землян» и трудоустройство в одну из провинциальных филармоний. После двухмесячных конфликтов, Шевчук и Сигачёв с помощью музыкантов «Рок-сентября» и их звукорежиссёра Юрия Сорокина, записали альбом, который получил название «Компромисс» (1983). Записи быстро разошлись по стране, впервые поставив имя «ДДТ» и Шевчука на один уровень со звёздами питерского рок-клуба. В мае 1983 года «ДДТ» посещают Москву и успешно выступают в программе официального фестиваля «Рок за мир» на стадионе «Лужники», но кадры с выступлением Юрия Шевчука вырезает бдительная цензура и в телеэфир его песни не попадают.

В 1984 году после выхода альбома «Периферия», в котором Шевчук рисует не особо привлекательную картину жизни в глубинке, отношения с властями снова складываются неудачно. Концерты несколько раз запрещают, но это лишь прибавляло молодым музыкантам популярности среди слушателей. В итоге Шевчука вызывают в местные отделения КГБ СССР и ВЛКСМ и предлагают во избежание более серьёзных неприятностей покинуть Уфу. В подтверждение тому в прессе начинается травля Шевчука, которого даже называют «агентом Ватикана» за текст песни «Наполним небо добротой», а группе запрещают записываться на студиях. Шевчука исключили из ВЛКСМ Некоторые поклонники  собирали подписи в поддержку группы. Вначале музыканты переехали в Свердловск, где Юрий Шевчук играл в группе «Урфин Джюс» на танцах, но вскоре ему пришлось уехать и оттуда. Шевчук колесит по стране, выступает на квартирах друзей. Так в марте 1985 года с ещё никому не известным Александром Башлачёвым Шевчук сыграл на полулегальном концерте в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99) в Ленинграде — чудом сохранившаяся запись этого концерта в 1995 году была опубликована под названием «Кочегарка». В 1985 году Шевчук часто бывает в Москве и опять играет на «квартирниках» — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Один из таких концертов был записан и позднее разошёлся по стране как альбом «Москва. Жара» (1985).

В конце 1985 года Юрий окончательно переезжает с семьёй в Ленинград, где как и многие представители его поколения — молодые рок-музыканты и художники, он работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни. В канун нового 1987 года Шевчук собирает новый состав «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылёв (бас-гитара, вокал) и Игорь Доценко (барабаны). Весной 1987 года — «ДДТ» представляют свою концертную программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, где признаются его главным открытием. В том же году Шевчук играет на видеофестивале «Рок-87», на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь). Летом 1988 «ДДТ» повторяет свой успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проезжает с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записывает альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989) для ленинградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу влился знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов.

 20 мая 1993 года, в честь дня рождения Санкт-Петербурга, группа дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.

В то же время Шевчук остро реагирует на события в стране — вооружённое противостояние 1993 года, войну в Чечне и старается быть всегда в центре событий, часто выступает с критикой российских властей, даёт интервью на острые социальные темы. В 1995 году состоялась поездка Юрия Шевчука в Чечню. Он беседует с солдатами в блиндажах и укрытиях, выступает с акустическими концертами, несколько раз попадает под обстрел. В этой поездке Шевчук делает трагическую по своей сути видеосъёмку, где просит солдат представиться и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на плёнке, с войны вернулся только один. После подписания Хасавюртовского договора о мире Юрий Шевчук провёл концерт на стадионе «Динамо» в Грозном осенью 1996 года для жителей Чеченской республики. Это был его ответ на критику Бориса Гребенщикова, который высказывался против того, что российские музыканты выступают перед солдатами в Ханкале, когда они должны также петь и для людей в Чечне.

90-е годы обернулись для Юрия Шевчука не только болью, но и успехом. В составе группы «ДДТ» были записаны альбомы: «Оттепель» (1990), «Пластун» (1991), «Актриса Весна» (1992), «Чёрный пёс Петербург» (1994), «Это всё…» (1994), «Любовь» (1996), «Рождённый в СССР» (1997), «Мир номер ноль» (1999). Песня «Что такое осень» с альбома «Актриса Весна» вошла в хит-парад 100 лучших песен XX века «Нашего Радио» «Всё наше навсегда», заняв в нём второе место. Кроме туров по стране, Шевчук в это время часто гастролирует за рубежом. Германия, США, Австралия, Венгрия, Франция, Япония, Англия, Канада, Израиль, страныСНГ — везде концерты проходят с большим успехом. Став к середине 90-х годов признанным мэтром российской рок-музыки, Юрий Шевчук продолжает поддержку молодых коллективов и исполнителей.

В 1999 году издательство «Фонд русской поэзии» выпустило первую книгу стихов Ю. Шевчука «Защитники Трои». В 2000—2004 годах выпускаются диски «Просвистела» (1999), «Метель августа» (2000), сборник серии «Энциклопедия русского рока» (2000).

24 и 26 сентября 2008 года прошли концерты «Не стреляй!» в Москве и Санкт-Петербурге, посвящённые антивоенной тематике, и поездке Шевчука в Цхинвал, где он как всегда жёстко и бескомпромиссно высказал своё отношение к последним событиям на Кавказе. В конце декабря 2008 года музыкант выпустил свой сольный альбом «L’Echoppe (Ларёк)», записанный за год до этого в Париже. Летом 2009 года вышла вторая книга стихов Шевчука «Сольник».

25 августа 2010 года выступил на сцене БСА Лужники дуэтом с вокалистом группы U2 Боно, исполнив композицию «Knocking on Heaven’s Door».  в 2011 году выходит альбом DDT  «Иначе».

Весной 2011 года состоялась акустическая концертная программа «Сольник» в городах Украины и России. Тогда же появилась информация об уходе бас-гитариста Павла Борисова. Первое выступление с новым басистом, Романом Невелевым, состоялось 21 апреля 2011 года на онлайн-концерте ДДТ в поддержку Дома на горе. В конце весны 2011 года группа проехала с гастрольным туром по Югу России. В октябре 2011 года состоялся выход нового номерного альбома под названием «Иначе», в поддержку которого начала масштабный гастрольный тур по России и за рубежом.

16 мая 2014 года в Интернете появился новый альбом «Прозрачный». В марте 2015 года был анонсирован фильм-концерт на основе концерта 26 марта 2015 года в Минске с программой «Прозрачный»

26 октября 2015 года, на концерте посвящённому дню рождения арт-центра «Пушкинская, 10» были представлены новые песни группы, одна из которых («Русская весна») стала одной из самых обсуждаемых в новостях и социальных сетях. 30 сентября 2016 года в Мурманске прошла презентация концертной программы «История звука», в которую вошли песни разных лет, в том числе давно не исполнявшихся на концертах.

Дискография

1987  Я Получил Эту Роль

1990  Оттепель

1990/1991  Пластун

1992  Актриса Весна

1995  Это Всё…

1996 Любовь

1997  Рождённый в СССР

1999   Мир Номер Ноль

2000 Метель Августа

2002  Единочество. Мама, это рок-н-ролл

2003  Единочество. Живой

2004/2005 Пропавший Без Вести

2007  Прекрасная Любовь

2011  Иначе / P.S.

2014 Прозрачный

2016 История звука

Публикации

Контакты

Прямая речь

Из интервью для сборника «Параллелошар», 2010 годю

Здравствуй, Юрий. Тема нашего разговора — «Пушкинская10». Считаешь ли ты концерт, который состоится в следующем году по поводу 20-летия «Пушкинской-10», особенным для себя?

Я думаю, что да. Это островок свободы, правильно? Конечно.

Есть ли песни, написанные на Пушкинской и о Пушкинской?

«Пушкинской-10» нет, но много песен там написано. Они все в трех-четырех альбомах, наверно.

Ты помнишь, как ты оказался там, и когда это произошло?

Помню. Это было весело. Выпил, закусил, проснулся — потолки, обои старые: «Пушкинская-10». Так там и остался. Это было в 1989 году как раз. Я один из первых. Рядом прекрасные друзья: художники, музыканты — все люди по духу близкие, родные. И как-то очень мило было, тепло, замечательно на «Пушкинской». Как раз мне и жить было негде, поэтому все сложилось нормально.

Какие-то интересные случаи из жизни на «Пушкинской» можешь вспомнить?

Там каждый день интересные случаи были. Это был просто Ноев ковчег. Со всеми жирафами, львами, кенгуру, каждой твари по паре. Но рев, я думаю, был не меньше ночами. Да?

Да. Это сейчас поспокойней. Кто-то хочет Высоцкого послушать часа в четыре…

Да, это был Ноев ковчег духовности.

Как ты оцениваешь культурное и общественное значение негосударственного арт-центра «Пушкинская-10»?

Это история оценит. Но вообще это культура наша, это уже просто история культуры, современной модернистской и города Санкт-Петербурга, и, конечно, может быть, такая самая активная жизнь — конец XX века. Сколько художников, музыкантов, и с мировыми именами. Также вот этот кинотеатр «Баррикада», который сейчас разломали, или Дом Мурузи, который сейчас трещинами пошел, где тоже собирались музыканты, художники, поэты начала XIX века, Бродский и так далее. Также и «Пушкинская». Просто мы участники этих событий, но лет через сто какие-то очкарики, я думаю, будут с придыханием что-то читать, да и ходить по этим квартирам. Тот же БГ там где-то что-то брякал. Это очень интересно. Дух, дух. Почему важно нам спасти город, потому что эти стены — тут не просто кирпичи, они ведь намолены и обласканы рифмами и глазами Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой и художниками. Какими художниками! Удивительно. А это все сейчас сносится, ставятся бетонные коконы — чудовищно, чудовищно просто, чудовищно. И то, что «Пушкинская» сохранилась, это, с одной стороны, стихия, и стихия, все-таки организованная по милости Божьей, не просто какой-то взрыв гранатой в руках неумелого чудака. Все как-то сложилось. Помнишь, как люди приезжали со всей страны?

Так и сейчас едут.

Да.

Что значит для тебя «Пушкинская-10»?

Самые лучшие времена моей жизни. Печень была здоровее, глазочек, ухо лучше слышало, и вообще энергии опохмела не было по утрам. Ночью гудеж, утром — стихи, музыка, искусство. Отлично!

Интервью взяла М. Васягина