Мастерская «Сверчок»

ПРОЕКТ ЗАВЕРШЕН

Творческая мастерская «Сверчок» появилась в арт-центре Пушкинская-10 в конце 2016 года. Тогда же возникла идея проведения конкурса для молодых художников, главным призом в котором станет возможность работать и реализовывать свой проект в стенах просторной мастерской.

Почему мастерская носит название «Сверчок»? Это мастерская является одним из подразделений арт-центра Пушкинская-10, а у арт-центра есть свой покровитель — Александр Сергеевич Пушкин. «Сверчок» — это одно из прозвищ Пушкина в Арзамасе., так что мы просто назвали мастерскую в честь нашего покровителя.

Сегодня мастерская площадью 50 кв. метров, расположенная в центре города, в мансарде знаменитого «Дома Перцева» на Лиговском проспекте, д. 44, предоставляется  на конкурсной основе молодым художникам в возрасте от 18 до 35 лет для реализации конкретного творческого проекта сроком на 1 год.

В 2017 году в конкурсе победила Алиса Юфа. Спустя год, в феврале 2018 года, Алиса представила в галерее Арт-Лига выставку «Маршрут построен», которая стала итогом работы в мастерской «Сверчок». В ноябре 2017 года был объявлен новый конкурс на мастерскую для художников, специализирующихся на создании графических работ. Жюри рассмотрело более 40 заявок и в результате голосования победителем стал Даниил Троянов. В марте 2019 года победителем конкурса стала Наташа Хабарова. Кураторы проекта: Юлия Рыбакова, Ксения Шаповалова.

 

Конкурс 2020-2021.

По результатам отбора жюри победителем  конкурса 2020-2021 становятся Надежда Фомичева и Виталий Датченко! Победители получают возможность работать в творческой мастерской арт-центра, и по прошествии года созданные проекты будут экспонированы в одном из выставочных залов «Пушкинской-10».

Конкурс проходит при поддержке Фонда грантов Президента Российской Федерации.

Жюри конкурса:

  • Андрей Клюканов — куратор галереи Navicula Artis
  • Светлана Носова — художник, организатор и участник группы «СВОИ». Член Товарищества «Свободная культура».
  • Лана Конокотина — искусствовед, журналист, корреспондент на телеканале НТВ
  • Татьяна Шоломова — кандидат философских наук, доцент, кафедра Эстетики и этики РГПУ им. А.И.Герцена
  • Елизавета Ординарцева — заместитель директора Музея нонконформистского искусства, координатор Санкт-Петербургской Арт-резиденции, куратор

***

Завершенные конкурсы: 2018-2020

В 2020 году победительницей конкурса стала художник, скульптор Екатерина Соколовская.

Екатерина Соколовская

Екатерина Соколовская

Екатерина Соколовская родилась в 1988 в городе Минск (Беларусь) живет и работает в Санкт-Петербургея В своих выставках и художественных исследованиях Екатерина работает с темами восприятия пространства и ненасильственного сосуществования, используя различные медиа, включая инсталляцию, скульптуру, перформанс и видео. В настоящее время Екатерина учится на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (Смольный колледж), окончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промыщленную академию им. А. Штиглица, училась в Академии искусств и дизайна им. Евгения Гепперта во Вроцлаве, Польша. Работы Екатерины Соколовской выставлялись в России и Европе в том числеOpenOut фестиваль в Тромсо, Норвегия (2019); Резиденция QuartaRiata, Петергоф, Россия (2018); Музей Гараж, Москва, Россия (2017); Фонд «Krzyżowa», Вроцлав, Польша (2013). Екатерина Соколовская — со-куратор artist-run проекта Agile gallery в Санкт-Петербурге (с 2018), художественно-образовательной программы «Пространствование» в резиденции КвартаРиата (2017-2018). Сейчас Екатерина ведет курс по современной скульптуре, а также является одним из инициаторов проекта «Естественная циркуляция» для профессионального сообщества (совместно с ГЦСИ).

В жюри конкурса в 2020 году вошли:

 

•  Александр и Александра Большаковы, петербургские коллекционеры.
Галина Габриэль, заведующий кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств, кандидат искусствоведения.
Олег Маслов, художник, участник творческих объединений «Новые дикие», «Но-вые художники», “Клуб друзей Маяковского”, один из основателей и профессор кафедры живописи Новой Академии Изящных Искусств, член Товарищества «Свободная культура».
Алена Никифорова, дизайнер, куратор творческого пространства «Мастерская Полковника».
Наташа Хабарова, художник. Победитель конкурса «Сверчок» в 2019 году.

 

В 2018 году Победительницей конкурса стала петербургский художник Наташа Хабарова.  В жюри конкурса в ноябре 2018 года вошли Юлий Рыбаков, художник, писатель, общественный деятель, вице-президент Товарищества «Свободная культура». Александра Романова, художник, писатель, куратор. Доцент СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения. Руководитель и владелец студии живописи и керамики ROMA NOVA ceramics. Игорь Суханов, коллекционер. Владелец арт-пространства «ДК Громов». Даниил Троянов, художник. Победитель конкурса «Сверчок» в 2018 году.

Наташа Хабарова

Наташа Хабарова ( р.1985) — художник, фотограф. Родилась в Латвии, живет и работает в Санкт-Петербурге. Обучение проходила в НГАХА на специальности Монументально-Декоративное Искусство. Работает в технике живопись и графика, фотография. Участник перформативного рисовании с художественным объединением СЕВЕР7.

Сентябрь 2019. Интервью.

Как ты сама определяешь направление, в котором работаешь? Какая техника для тебя приоритетна?

Наташа Хабарова: я работаю только с натурой. С живописью и графикой у меня укоренившиеся случайные связи. Редкие и необходимые встречи. Фотография, наверное, как младшая сестра но иногда мне кажется что для нее это выгодное положение.

Назови трёх, наиболее интересных для тебя, российских художников-современников.

Российское искусство я знаю по фэйсбуку и в современном поле мне мало что кажется близким. Люблю работы Леонида Цхэ.  Alice Hualice восхищает тем что вытащила из русского. это величественно прекрасно. Нестор Энгельке получил бы мою медаль за находчивость и умение посмешить.

 

Что для тебя означает понятие «успешный художник»?

Для меня успешный художник тот кто не сделал ни одной работы на заказ. Мне удается так жить пока только полтора года. успех когда твои картины фотографии отремонтированная ручка от двери все бытовые озарения возникли внезапно и принесли тебе личную минуту радости когда ты сделал в своей временной мастерской уют и так рад что готов отдать ее завтра же. Успех не имеет денежных эквивалентов. Но при этом ты продаешь свои картины и тебе не нужно выходить на работу. Успех — это когда ты не следишь за успехом но это уже наверное невозможно.

Быть художником в России сегодня — это….

В России мне нравится смотреть инстаграм с европейскими и американскими художниками.

Как тебе работается в мастерской арт-центра?

В мастерской у меня случилось две волны создания того самого cosy. Сейчас осталось полгода и мои сани начищены. Были встречи с натурщицей Сашей больших приятных размеров. Надо сказать что разнообразие очень важный момент. Обычно мне хватает пары сеансов и нужен уже кто-то другой. Из-за этого я все время ищу людей умеющих отделиться и превратиться в объект. Часто хотят взаимодействия, а это ошибка.

Что удалось сделать за прошедшее время?

За последние года полтора я успела познакомиться с «Севером-7». Это во-первых ярмарки современного независимого искусства, во-вторых их перформативные рисования и вообще активность арт поля.


с Сашей Зубрицкой ( а через нее узнать про русское contemporary и феминизм ) мне удалось устроить выставку графики в МСИ Дягилева с помощью Стаса Казимова и Саши Гаркуши ( первые раскиданные вещи из домашних интерьеров выкинуть и свет приглушить) мне теперь интересны инсталляции. Выиграть «Сверчок» и долго привыкать к отдельному пространству. Мои самые главные игры проходят не в общественном месте. Я затворник и за это вам большая благодарность! Тут под крышей совершенный вакуум. Это по сути мой самый важный проект — пробыть одной.

Кого бы ты рекомендовала в качестве члена жюри для конкурса на мастерскую в будущем году? 

Мне нравится Паша Бумажный в роли хозяина на год для сверчка. У него получается быть волшебным! 

2017-2018

В ноябре 2017 года был объявлен новый конкурс на мастерскую для художников, специализирующиеся на создании графических работ. В жюри конкурса вошли художник Владимир Духовлинов, искусствовед и куратор Глеб Ершов,  генеральный директор арт-центра «Пушкинская-10» Мирон Муждаба, заместитель генерального директора издательства «Айсберг» Виталий Персинин  и Алиса Юфа,  художник, иллюстратор, победитель конкурса «Сверчок» в 2017 году. Жюри рассмотрело более 40 заявок и в результате голосования победителем конкурса стал Даниил Троянов.

Даниил Троянов

Даниил Троянов родился в 1990 году, проживает в Санкт-Петербурге.  Студент последнего курса факультета “Живопись” Балтийского Института Экологии, политики и права (БИЭПП). Член Творческого Союза Художников России. Ученик известного Петербургского художника Анатолия Заславского. Участник живописных выставок «Квартира 16» и творческого объединения «Безнадёжные живописцы».

Один из победителей в номинации “Архитектура” фотопроекта “Best Of Russia 14” (Винзавод. Москва) Финалист, один из победителей конкурса «Такеда ART/HELP, Преодоление»(2017) и участник грядущей выставки “Преодоление” в Центральном Выставочном зале “Манеж”(СПб — Москва).

Выставлялся в галереях Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Выборга. Работы находятся в частных коллекциях Санкт-Петербурга, Омска, Ярославля и Москвы.

Июнь 2018. Интервью.

Расскажи немного о том, что бы ты хотел представить в качестве проекта по окончании года работы в мастерской?

Даниил Троянов: Проект… Скорее это будет продолжение графической серии «Инсайдер» — о сопоставлении урбанизма, огромных панельных домов и маленького человека. Я добавлю краску в эту графику, поэкспериментирую. Проект формируется. Возможно в нём будет замешана музыка. Параллельно живописи и всяческих рисований, я занимаюсь музыкой. Синтезирую цифровые звуки и аналоговые гитары, голос. Мне важна музыкальная часть. Такой сложный синтез получается. Интересно. Сейчас я обдумываю эту концепцию /улыбается/.

Как ты сам определяешь направление, в котором работаешь? Какая техника для тебя приоритетна?

Я влюблен в живопись. Это сложная любовь. Особенно когда ты любишь краску, возиться с ней, уходить в это. Когда исчезает время, остается только краска, даже тебя уже почти нет. Вот это медитация. Графика у меня, наверное, такая же, скорее живописная. Там половина картины может быть размыта в угоду какого-то живого состояния, отдалённо реалистичного. Пишется углём, грязью, соусами. Земельные материалы. Чтобы чувствовать пальцами. Чтобы между рукой, материалом и бумагой ничего не было. Прямая связь.

Если немного проанализировать твои работы, то какие темы для изображения ты избираешь наиболее часто?

Я человек, который любит натуру. С детства. Любая натура для меня, как объект вдохновения. Модель ли это обнажённая, или пейзаж, или портрет. Это всегда интересно. Если знаешь, куда можно уйти. Эмоцию изобразить, выражение, не чёрствое. не фальшивое. Если есть это, уже хорошо. Могу и без натуры придумать объекты, но живое остояние, его лучше выхватить на улице или в человеке увидеть. Для творца, художника — природа — учитель. Иди, постигай. Сейчас есть две природы. Вторая — синтетическая, цифровая. Там тоже можно. Но мне всегда хочется убежать на улицу. К живому.

Я знаю, что ты работаешь в мастерской Анатолия Заславского. Расскажи об этом: как там проходит обычно работа и что это значит для тебя?

Мастерская Заславского. Квартира 16…Такое чувство, что прихожу я туда в гости. К себе. Такому, который себя еще не узнал. И вот он узнаёт себя, посредством слияния с другими. Там много художников рисует, все разные. Это, как в семье, иногда хочется убежать, иногда без них не можешь. И это скорее не работа, а часть пути. Что может это значить? — его надо пройти с радостью.

Не страшно ли оказаться под слишком сильным влиянием мастера?

Анатолий Савельевич. Я отношусь к нему, как к мастеру дзен. Пришел и принял. Он знает, чувствует. Ничего не поделаешь. Такой выбор! /улыбается/

Есть ли ещё какие-то важные для тебя сейчас ориентиры?

Вообще не знаю, куда ориентироваться. Мне сложно строить планы, потому что нахожусь постоянно в потоке, я включаюсь здесь и сейчас, если и куда-то ориентируюсь и что-то прогнозирую — значит это какая-то определенно четкая цель. Она достигается и появляется новая, это такая игра.

Назови трёх, наиболее интересных для тебя, российских художников-современников.

Из интересных я пожалуй, обозначу себя. Если быть честным, собой я интересуюсь постоянно. В этом есть и хорошие и плохие стороны.
Из старичков, вот Тужилин Николай, мощный живописец, не известен никому почти. Хочется в живую на его картины посмотреть.

Что значит для тебя — состоявшийся художник?

Я даже не знаю куда можно состояться, если только в деньги. Много продавать картин, пить сок на берегу океана.
А вообще состоявшийся, что это? Я считаю, путь не кончается. Он скорее трансформируется. Художник он постоянно развивается, на протяжении данной в этом теле его жизни, плюс для меня понятие художник гораздо шире, чем просто человек рисующий. Скорее человек творящий. Artist. Это же всё. И музыка и фото и кино и практики и selfmade. Всё — художник. Есть куда состаиваться.

Ну и последний вопрос! как тебе работается в «Сверчке»? Есть какие-то приятные особенности у этого места для тебя?

Сверчок — это очень уединённо. В центре города. Уходишь в работу полностью. По выходным я устраиваю рисования обнажённой натуры. По будням мы рисуем модель в одежде. Приходят художники. Каждый — индивидуальность. Тут сформировался особый свой коллектив, арт-группа. На выходе получается интересный материал для будущего общего проекта, выставки.

 

2016-2017

В конце 2016 года был запущен первый конкурс на мастерскую. В состав жюри вошли  Лика Алоян, галерист, директор галереи современного искусства 14/45, куратор выставок современных российских художников и классиков второй волны авангарда. Марина Колдобская, художник, куратор, член Европейского Культурного Парламента, резидент арт-центра Пушкинская-10.  Николай Кононихин, историк искусства, коллекционер, куратор. Автор книг и лекций, посвященных русскому искусству 20-го века. Евгений Орлов, художник,  член международной федерации художников (IFA), член Творческого союза художников России. Основатель Музея Нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге. Станислав Савицкий, искусствовед, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, Ph.D, автор монографий. Победителем конкурса 2016 года стала Алиса Юфа.

Спустя год, в феврале 2018 года, Алиса представила в галерее Арт-Лига выставку «Маршрут построен», которая стала итогом работы в мастерской «Сверчок».  Посмотреть каталог выставки можно на сайте галереи Арт-Лига.

Алиса Юфа.

Алиса Юфа — иллюстратор, художник-график, лауреат молодежной премии правительства Петербурга. Участник более 20 выставок (в том числе, 9 персональных).

Родилась в Новосибирске, училась на факультете живописи Новосибирского художественного училища, затем на кафедре рисунка Российского Государственного педагогического университета имени Герцена. Живет и работает в Санкт-Петербурге

Сентябрь 2017. Интервью.

Расскажи, что удалось сделать за время работы в мастерской «Сверчок»

Алиса Юфа: За это время я проиллюстрировала три детские книги. Одна книжка совсем для малышей, четырехлетних. Это стихи и сказки, я делала эту работу для издательства «Клевер». Сейчас ещё доделываю книгу для издательства «Эгмонт». Называется книга «Откуда берутся дети», она должна выйти уже в октябре, чтобы попасть на ежегодную выставку-ярмарку Non/fiction.

А сколько всего тобой проиллюстрировано книг?

На самом деле не так уж много. Было 4, и сейчас еще 4 книги готовятся к изданию.

А есть ли у тебя любимые авторы?

Да, конечно! Артур Гиваргизов — это моя большая любовь.Я ужасно рада,что он меня нашел! Весной у нас вышла книга в издательстве «Мелик-Пашаев» «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия».

У тебя же было немало выставок за этот год. Например, ты участвовала в коллективной выставке в галерее «Свиное рыло». 

Да. Ещё у меня была персональная выставка в Москве, очень долго — почти три месяца, в Брюсовом переулке, в галерее «Арка».

Это самый центр города. 

Да, и там в этом же доме живет Шилов и Сафронов, напротив. Но они не пришли /смеётся/. Была ещё одна выставка в Москве, в издательстве «Самокат», там выставлялись иллюстрации. И большая персональная выставка прошла в Казанском Кремле.

Ты же недавно стала лауреатом конкурса для профессиональных художников-иллюстраторов и дизайнеров «Образ книги»?

Да, сначала я очень удивилась, ничего не знала про это! Мне написали из «Самоката» что-то вроде: «Мы получили премию! Какое счастье!». И все! Это за книгу «Дневник кота-убийцы» Файн Энн. Хотя конкурс не был достаточно широко объявлен, тем не менее, в нем приняли участие художники из разных стран.

Расскажи как работалось в «Сверчке».

Прекрасно работалось! Гораздо лучше, чем дома. Никто не мешает, не отвлекает. Мне нравится, что здесь две комнаты и можно разделять работу. Вначале поделал в одной комнате одну работу, потом перешёл во вторую комнату и на свежую голову делаешь что-то другое.

Каким образом ты поделила это пространство для себя?

В одной комнате у меня большой круглый стол и здесь я занимаюсь графикой. А во второй комнате больше света, там можно рисовать что-то другое.

Ты говорила, что это помещение идеально подходит для графиков. 

Да, это же мансарда, последний этаж и крутая лестница. Таскать большие холсты было бы неудобно. Не каждый справится.

Мы дали название мастерской в честь Александра Сергеевича Пушкина, покровителя арт-центра Пушкинская-10. Сверчок — одно из его прозвищ в «Арзамасе». Но в итоге появилось и значение мистическое, связанное с чем-то таинственным. Невольно возникает ассоциация с каморкой папы Карло из «Буратино». Чувствуется здесь какая-то мистическая атмосфера?

Да, пожалуй. Отчасти её создают голуби, которые, по-видимому, живут прямо за стеной. Они цокают лапками и часто слышен их клекот.