«Nomads» («Кочевники») — ризома для струнного ансамбля по мотивам «Тысячи плато» Ж. Делёза — Ф. Гваттари.
Пьеса написана для струнного ансамбля и состоит из пяти частей, каждая их которых направлена на работу с определенной техникой игры. Красная часть — arco (стандартная игра смычком), жёлтая — col legno / pizzicato (игра перевёрнутым смычком, то есть древком, и щипком), синяя — шумовая (использование стука, скрежета, шороха, препарации), фиолетовая — совмещение техник красной и синей партитур, а чёрная, как слияние всех цветов — объединяющая все техники партитура, в которую, кроме того, вставлены тексты самого Делёза, подвергнутые его собственной идее ризомы.
В партитуре нет указаний ни конкретной высоты тона, ни длительности нот. Импровизаторы должны сами решать, куда им двигаться в следующий момент, исходя из звуковой ситуации. Здесь главная задача — создать ощущение территоризации и детерриторизации, то есть освоения пространства и отказа от него.
На классическом концерте инструментальной музыки слушателя главным образом интересует звучание композиции, и лишь второстепенно он наблюдает за исполнителями и их работой, а сам нотный текст остается невидимым для слушателя. На концертах экспериментальной музыки исполнители часто высвечивают графические партитуры* на проекторе, чтобы дать слушателю возможность вместе погрузиться в процесс интерпретации. Но вместе с тем, несмотря на свой художественный внешний вид, партитуры остаются партитурами и сохраняют за собой своё главное предназначение — фиксацию музыкального материала.
Выставка «Nomads» приглашает зрителя прогуляться по звуковым плато вместе с музыкантами и попробовать угадать, где в данный момент кочует ансамбль.
Исполнители: Катарина Коммер (скрипка), Фёдор Куликов (виолончель), Марк Коммер (препарированная виолончель)
*графическая партитура — форма записи импровизационных произведений, появившаяся в 1950-х годах. Каждый композитор избирает свой путь: кто-то опосредованно использует символы традиционной нотной записи, а кто-то, подобно Кандинскому, оставляет только абстрактные линии и точки. Таким образом осуществляется частичная фиксация звукового материала, оставляя место для импровизации.