(18 сентября 1941 ‒ 29 июня 2019)
график, живописец
(18 сентября 1941 ‒ 29 июня 2019)
график, живописец

Биография

Родился 18 сентября 1941 года в городе Собинка Владимирской области.
График, живописец. Учился в Московском инженерно-строительном институте имени В. В. Куйбышева, а в 1969 году окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (ныне университеты: Национальный исследовательский московский государственный строительный и Московский педагогический государственный соответственно).
Начал выставляться с 1969 года на московских официальных и «квартирных» выставках («салон» Ники Щербаковой). С 1975 года — член Союза художников СССР. После переезда в Ленинград, в 1984 году становится членом Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства и принимает участие во всех выставках ТЭИИ.
С 1980 года — член Товарищества «Свободная культура». На «Пушкинской-10» работал с 1989 по 2019 год.

Виртуозно владевший техниками графики — офорт, сухая игла, акватинта, лавис, — Евгений Тыкоцкий «один из лучших графиков нашего времени, оставивший неизгладимый след в развитии классического искусства».
Живописные работы художника — осмысление его же графических образов, помещённых в контекст семьи и общества. Здесь персонажи раскрашены яркими цветами, отчего «становятся более трагическими». Окружающий героев мир нередко изображён как агрессивный и пугающий своими намерениями. При этом в последнюю пору жизни Тыкоцкий часто повторял: «Ничего не бойтесь, впереди вечность!».

Из анонсов выставок Евгения Тыкоцкого под кураторством его товарища, художника Евгения Орлова

Автобиография

Я родился 18 сентября 1941 года в маленьком провинциальном городке Собинка, уютно расположившемся на берегу реки Клязьмы среди дивных лесов в тридцати двух километрах от города Владимира.
Детство ассоциируется с добрыми и тёплыми руками мамы и бабушки, огородами, где среди всяческой зелени прыгали здоровенные лягушки с потрясающими симпатичными глазами, с улицей, где среди серых сараев и поленниц разгуливают куры и роскошные петухи и где два раза в день проходил страшный бык Соловей, огромный, как слон, кофейно-молочного цвета, с железным кольцом в носу.
Ещё один город моего детства — Орехово-Зуево. Оттуда — гигантская свалка завода «Карболит», место удивительных находок: какие-то железные штучки с зубчиками, шарикоподшипник, клоп или муха, залитые в прозрачный цветной кусочек пластмассы… А вокруг — всё те же собинские леса, и всё та же река Клязьма.
1956 год — выставка в Третьяковской галерее М. А. Врубеля. Небольшая акварель «Восточная сказка». С неё-то и начинается новый отсчёт времени для меня.
Примерно в это же время — встречи с Эрьзей. Весна, облака плавают в лужах, солнышко улыбается, где-то у чёрта на куличиках новый квартал в Москве, громадная новостройка, в луже — исполинские стволы дерева Квебрахо, маленький старичок в чёрной шапочке и такой же древний фокстерьер с лапой в лубке. Большой полуподвал, по стенам, как в бане, капельки воды: сыро. Напротив двери — двухметровая голова Моисея и уютно расположившийся на ней старый-престрый кот. А дальше скульптуры, тёплое дерево: «Шёпот», «Бетховен», «Поцелуй»… Эрьзя только что вернулся из эмиграции.
Вот и всё. Дальше — институт, картинки, выставки, путешествия среди слов, человеческих отношений, музыки форм и пространств.
Ещё… Ещё, конечно, Чарльз Спенсер Чаплин! Снимаю шляпу перед маленьким Чарли, смеюсь и плачу вместе с ним. И на вопрос, в общем-то тривиальный и пошлый «Кто ваши учителя?», отвечаю: «Добрый волшебник Чаплин».
Теперь — всё!

Галерея

 

Другие работы художника можно посмотреть на сайте Музея нонконформистского искусства.

Выставки

Персональные выставки

1978 г. Салон Ники Щербаковой, Москва
1979 г. Салон Ники Щербаковой, Москва
1997 г. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтаном Доме, Санкт-Петербург
1997 г. Галерея «Фёдор», Сестрорецк
1999 г. Музей нонконформистского искусства (МНИ), «Пушкинская-10», Санкт-Петербург
2001 г. — «Детская комната» — МНИ, «Пушкинская-10», Санкт-Петербург, куратор Н. Ю. Жвитиашвили (ГРМ)
2002 г. МНИ, «Пушкинская-10», Санкт-Петербург
2011 г. Пространство «Арт-Слой», «Пушкинская-10», Санкт-Петербург
2019 г., март-апрель — «Я вернулся из странствий», галерея «Арт-Лига», куратор Юлия Рыбакова (анонс)

Посмертные выставки

2021 г., 30 января 14 марта — «Евгений Тыкоцкий. Дорога их Дом», Большой зал МНИ, куратор Евгений Орлов (анонс)
2025 г., 18 января 13 апреля — «Евгений Тыкоцкий. Виртуоз Вечности», Малый зал МНИ, куратор Евгений Орлов (анонс)
2025 г., 23 мая 2025 17 августа — «Встречи и расставания», Музей современного искусства Эрарта (анонс)

 

Участие в коллективных выставках

1969 г. Молодёжная выставка — Кузнецкий мост, Москва
1970 г. Выставка молодых художников, Москва
19701980 гг. Выставки графики РСФСР, Москва
19701980 гг. Выставки графики СССР, Москва
С 1984 г. все выставки (общие) ТЭИИ, Ленинград
1985 г. «Выставка семи» (группа семи) — Литейный, 57, Ленинград
1988 г.: Выставка ТЭИИ, Сан-Франциско, США
Выставка ТЭИИ, Санта-Крус, США
1989 г.: «От неофициального искусства к перестройке» — выставочный комплекс в гавани, Васильевский остров, Ленинград;
выставка-аукцион “ARS SOVETIKA”, Финляндия
19891990 гг. ТЭИИ, Охта, Ленинград
с 1990 г. групповые выставки Товарищества «Свободная культура»
1990 г. «Небо и Твердь» — Центральный выставочный зал «Манеж» (ЦВЗ «Манеж»), Ленинград
1991 г. «Махмадим — современное еврейское искусство Петербурга» — Центр искусств имени С. П. Дягилева в Мраморном дворце, Ленинград; Рига, Латвия (?)
1992 г. “KONTAKT”, Штутгарт, Германия
1992 г. “KONTAKT”, Зигмаринген, Германия
1994 г. «Петербург-94» — ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
1995 г. «Петербург-95» — ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
1996 г.: «Петербург-96» — ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург;
Международная ярмарка современного искусства «Арт-Манеж» — Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
1998 г. «Петербург-98» — ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
1999 г. «Петербург-99» — ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
2003 г. Галерея «Кентавр», Москва
20032004 гг. Рождественская выставка современного искусства — Музей нонконформистского искусства, «Пушкинская-10», Санкт-Петербург
2005 г. «Коллаж России. XX век» — Русский музей (ГРМ), Санкт-Петербург
2008 г. «Любитель Эстампов»: III графический салон — ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
2009 г. «Уровень моря»: II международный фестиваль независимого искусства, посвящённый 20-летию арт-центра «Пушкинская-10» — ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
20102011 гг. «Свободная культура в пространстве музеев России» — выставочный тур: Ханты-Мансийск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Хабаровск, Владивосток, Санкт-Петербург, Великий Новгород
2013 г. «Мастера Петербургского Эстампа» — ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
2014 г. «Пушкинская-10. Территория свободы» (25-летие арт-центра «Пушкинская-10») — ГРМ, Санкт-Петербург

Собрания

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтаном Доме, Санкт-Петербург
Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого, Пенза
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург

Частные коллекции: Германия, Израиль, Индия, Испания, Италия, Канада, Латинская Америка, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция.

Материалы

Официальный сайт художника

Страница Евгения Тыкоцкого на сайте Музея нонконформистского искусства

YouTube-канал Евгения Тыкоцкого

Евгений Тыкоцкий. Дорога их Дом: [виды выставки в Музее нонконформистского искусства, 30 января ‒ 7 марта 2021] // Сайт Музея нонконформистского искусства: Фото экспозиций

Корнева, Светлана. Петербургские мастерские: художник Евгений Тыкоцкий: [интервью] // Peterburg2.ru. 23 июня 2015

[Интервью Евгения Тыкоцкого художнику Дмитрию Жеравову (ныне резиденту арт-центра). 2019 год, не позднее 16 марта] // Сайт галереи «Арт-Лига»

Фоменко, Иван. Тыкоцкий Евгений // Российская информационная сеть: Изобразительное искусство и фотография. [Не ранее 1989 года и не позднее 29 июня 2019].

«Бумага-2»: [тексты к выставке в Малом зале Музея нонконформистского искусства, 15 декабря 2021 ‒ 22 мая 2022] // Сайт Музея нонконформистского искусства

О себе, о «Пушкинской-10»…

Фото в мастерской между 1998 и 2009 годом (из книги «Арт-центр “Пушкинская-10” — Параллелошар. 1989‒2009 гг.», СПб., 2010) 

 

Интервью с Евгением Тыкоцким в его мастерской, 18 января 2007 года. Беседовал Сергей Ковальский.

Помнишь ли ты, как оказался в Товариществе? Кто тебя пригласил?

Да, помню. В то время я со своей третьей женой оказался на мели и поэтому устроил квартирную выставку на Васильевском острове, на 6-й линии, благо у Маринки была там сорокаметровая комната. Какое-то время туда приходили люди, и однажды забрёл Женя Орлов с кем-то ещё — так мы познакомились. Вскоре, поскольку мель была крутая, я отправился в Молдавию — средь степей и подсолнухов рисовать грудастых молдаванок, они это любили, и лепить Владимира Ильича, величиной в силосную башню. Там чем меньше колхозик, тем больше любили портить пейзаж. А когда вернулся, оказалось, что Женька Орлов приводил ещё ребят, и я не только стал членом Товарищества, но и оказался участником выставки.

Какой именно выставки?

В ДК им. Кирова или ЛДМ, точно не помню. Ведь когда ко мне Женя Орлов с ребятами приходил, первый раз мы просто общались. Второй раз они пришли с бутылкой, но разговоров о Товариществе у нас не было. Я о ТЭИИ не особенно и подозревал, впервые узнал о его существовании на выставке в ЛДМ, где мне понравились работы Вадика Воинова — там ещё был стенд такой, герб Невы. И «красные рожи» Тагера тоже были там и многим запомнились.

Как ты сейчас думаешь, насколько «неофициальным» художникам Питера было необходимо объединяться в Товарищество?

В тех социальных условиях это было необходимо. Художники ведь были все разные: разный уровень подготовки, разный уровень дара. Но объединившись, они представляли из себя нечто, противостоящее официальному искусству, тому, что называли «совком». Когда гэбэшники давили на нас, закрывали выставки и прочее, мы нервничали, конечно. Хотя сейчас я понимаю, что они, по глупости своей, нам делали такую рекламу! Ведь сколько народу шло на выставки: из них живописью интересовались, наверное, процентов десять, а всех остальных привлекал запах жареного.

Ты, как человек московский, был в курсе и того, что в Москве происходило тогда?

Я не только в курсе был, в 1978 году у меня была персональная выставка у Ники Щербаковой (на её квартире), а в 1979-м мы с Сашкой Калугиным — его как раз выпустили из психушки — делали двойную выставку. А сбежал я в Питер как раз после персональной выставки.

У нас в то время были «Газаневские» выставки, ТЭВ. Как тебе кажется сейчас, является ли ТЭИИ продолжением ТЭВа?

Для того времени в какой то степени да. И ТЭВ, и ТЭИИ (хотя я никогда не был согласен с названием — я не знаю, что такое экспериментальное изобразительное искусство: искусство либо есть, либо его нет) — оба явления противостояли социальному климату, который был в их время. Он менялся немного, но по сути всё равно — «совок». При Хрущёве, будучи студентом, я ещё успел глотнуть свежего воздуха, а когда Брежнев пришёл, я как раз вступал в Союз художников и искренне верил в эту организацию — зря, как потом оказалось.

Какими датами, годами ты определяешь срок существования ТЭИИ?

Вот как раз с той выставки, где я увидел альтернативные пластические, цветовые формы — Воинова, Тагера, в 1983 году и до Охты, в 1987-м. Потом началось уже какое-то перестроечное время, и «Пушкинская» — как продолжение ТЭИИ.

Какие выставки ТЭИИ запомнились тебе больше всего и почему?

Ты знаешь, наверное, они мне все запомнились. Время некоторого изгойства, что ли, сумасшедшей работы, распивание портвейна на лавочках, в кустах — всё это создавало определённый колорит, которого просто не знают современные люди.

Какие интересные, смешные случаи ты помнишь из деятельности ТЭИИ?

Смешной случай был, когда я попал в вытрезвитель номер один на улице Воинова. Мы шли с выставки с Валькой Герасименко, немного выпившие, я, как всегда, трепался — недаром кличка у меня была «птичка говорун» — об искусстве. Вдруг около нас останавливается газик, выходят менты и интересуются, что к чему. И я уже им, чтобы убедить Вальку, начинаю объяснять что-то о форме и цвете. На что мне говорят: дескать, вы вот в машину садитесь, и там продолжим. И привезли в вытрезвитель, а я в жизни там не бывал! Валька хитрый, тут же куда-то пристроился понятым, а я честно отоспал всю ночь на новых простынях, утром ещё лекцию об искусстве продолжил читать дежурному. Ещё помню, пили с Женькой Орловым напротив американского посольства, к нам быстро подсел какой-то ещё человек, с коньяком и бифштексом, и вот мы сидим, он пытается с нами завязать разговор. Вдруг ещё какой-то мужик подходит, садится напротив, можно, дескать, с вами. Тоже ставит бутылку, закуску, явно не стукач, просто скучно ему стало одному. «Пойдёмте, говорит, ко мне, тут недалеко, у меня грибки солёные». Гэбист нам говорит: «Вы что, не ходите». А мы: «А почему бы не пойти?» У него, оказалось, жена была хозяйкой гастронома, так что действительно всё было. Оттуда вышли, наткнулись на ментов, но нас не забрали. Да сколько там было случаев таких. Ведь выставки — это было постоянное общение, постоянные посиделки, разговоры.

Какое значение деятельность ТЭИИ имела в общекультурной жизни города?

Большое. Во-первых, наши выставки были площадкой, где могли встретиться инакомыслящие люди. Во-вторых, люди, зрители действительно искренне верили в то, что эти выставки — глоток свободы.

У нас был Устав, в котором были обозначены и художественные, и социальные цели ТЭИИ. Как ты считаешь, добилось ли ТЭИИ своих целей?

Сказать честно, я не помню Устава. Но мы делали хорошее дело, создавали площадки, где дул свежий ветер.

А Товарищество «Свободная культура» является ли продолжением ТЭИИ?

Сначала являлось, сейчас уже нет. Мы вошли в официальную структуру общегородской культуры, но свежий ветер дуть уже перестал, мне кажется.

Память

Тень моя на стенáх твоих…
Анна Ахматова

Николай Сычёв, один из художников-старожилов «Пушкинской-10», первый «художник по экспозиции» Музея нонконформистского искусства, в настоящее время куратор молодой галереи «Белый коридор», вспоминает (записала Ю. Селиванова 12 и 18 сентября 2025):

Евгений приятный и красивый был человек. Я познакомился с ним, когда ещё «Пушкинской-10» не было. В Москве Евгений окончил худграф, приехал сюда, познакомился с местными художниками и сразу подключился к живописным экспериментам. Работы у него сделаны очень деликатно, серьёзно, но с каким-то внутренним юмором, который не сразу поймёшь.

С открытием музея я был очень занят выставками, но изредка забегал к Евгению и всегда видел, что он читает очень серьёзные книги. Любимый роман его был «Голем» Майринка. Музыка после книг второе увлечение. И очень разная: академическая и современная. Он был затворник, которому интересно всё. То, что он чувствительный интеллигент, повышало уважение к нему. Со временем я понял, откуда маленький ребёнок, мальчик на его картинах: Евгений считал себя ребёнком. В том числе это придавало его творчеству особость, вызывало к нему любопытство.

На «старой Пушке» Евгений Тыкоцкий занимал квартиру 97. Другая художница «Пушкинской-10», Барбара Хазард, автор книги о том времени «Рядом с Невским проспектом: моя жизнь среди неофициальных ленинградских художников» (СПб., 2000) рассказывала:

«Он получал электричество от соседнего дома, через окно, где у него был друг, протянувший ему провод. Это очень впечатлило меня» (из книги «Арт-центр “Пушкинская-10” — Параллелошар. 1989‒2009 гг.», СПб., 2010, с. 716).

С 1998 по 2019 год Тыкоцкий работал в мастерской на третьем этаже корпуса B, где позднее стала трудиться Марина Колдобская (смотрите интерактивную карту мастерских арт-центра). С 2023 года примерно на уровне этого пространства, между третьим и четвёртым этажами корпуса C, вы можете увидеть чёрно-белый портрет художника во весь рост на постоянной экспозиции «История свободы» о «Пушкинской-10».