Мифы и утопии, конструируемые человеческим сознанием, при попытках их претворения в жизнь, нередко приводили к жертвам и гуманитарным катастрофам. За красивыми идеями и риторикой, за словами, скрывалась страшная изнанка. Давид Плаксин делает сущность мифа видимой, когда каждая буква слова приобретает форму, выражающую реальную сущность этих явлений.
Чтобы понять подход, который избрал Плаксин для осуществления серии «Слова», необходимо начать с начала. В начале своей работы Давид Моисеевич обращался к натюрморту, к предмету. Работы Плаксина театральны: знакомые и привычные объекты: дерево, овощи, рыбы — под внимательным взглядом художника, словно вынесенные в специально созданное для них пространство и преломленные светом софитов, обретают новую фактуру. Художник выделяет в форме предмета доминанты и доводит их до абсолюта. Печальная ирония и тонкий интеллектуальный подход к предмету превращают его в метафорический образ. Иссохшие деревья высятся словно искореженные фигуры с перекрученными мышцами. А пень превращается не то в плаху, не то в саму жертву, приговоренную к казни. Плаксин размышляет о природе человеческого страдания, и размышления эти не отпустят его до последних дней.
Давид Моисеевич известен как мастер книжного дизайна, оформления и книжной графики. Это оказывает влияние и на его станковую живопись — он смотрит на слово как на предмет и также трансформирует его. Он работает с живописью как график, и сам подчеркивает это. Так появляется живописная серия «Слова», которая будет представлена на выставке. В первую очередь это слова и понятия, как писал сам художник,- «затертые советской пропагандой до неузнаваемости», это остросоциальное послание, не теряющее актуальности и сегодня. Искусствовед Эраст Кузнецов отмечал: «…это приближает его композиции к плакатам, но лишь отчасти, потому что суть их по-прежнему составлял не призыв, а горькая констатация порядка вещей».
Еще в 1970-80-х Давид Моисеевич работает над темой «Реквием», и одна из этих работ создавалась во время войны в Афганистане. Но, как и другие, она стала больше чем работа о жертвах одной войны, став реквиемом всем погибшим. В 1990 году, тогда же, когда он работает над серией «Слова», Плаксин снова пишет «Реквием», который эстетически совпадает с серией, и словно подводит ей итог.
На выставке также будет представлена черно-белая серия, над которой художник начал работать незадолго до смерти. Сначала он посвятил её Холокосту, но сама работа над ней привела его к идее общности человеческого страдания. Перед смертью мы все равны, страдание уравнивает всех. Эти работы отличает цветовой минимализм и тщательная проработка мельчайших элементов портрета. Страдание стоит вне времени. В поисках подходящих образов Давид Моисеевич просматривал сотни фотографий из концлагерей, различных военных конфликтов, репродукции работ классиков живописи. Он находил все больше общего в лицах и не переставал удивляться тому, как современны лица, смотрящие с картин XVI века.
Работы Плаксина всегда являлись серьезным концептуальным высказыванием: подходя к разным образам и предметам, он всегда выходил на совершенно новый, порой неожиданный для темы, философский уровень. В то же время для Плаксина было очень важно мастерство. «Первоклассный рисовальщик», — так он говорил про любимых художников. Плаксин и сам был первоклассным рисовальщиком.
Куратор выставки
Юлия Рыбакова
Биография
Давид Моисеевич Плаксин родился 2 октября 1936 года в Ленинграде. Находился с матерью в блокадном Ленинграде. Мать работала на заводе, отец был на фронте. Мальчик был очень слаб, уже не мог ходить, и, когда вышел приказ об эвакуации всех недееспособных, мать отказалась отправлять его в эвакуацию одного, ее просто уволили с завода. Они поехали вместе и выжили. Одно из самых сильных детских воспоминаний — котелок каши, который выдали ему при эвакуации и растопленное в нем масло. После войны вернулись в Ленинград, отец вернулся живой.
В 1957 году Давид Плаксин окончил Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова. Мрачные работы Плаксина не попадали в каноны социалистического реализма, и он долго не мог вступить в Союз художников. Занимался гравюрой, монотипией, зарабатывал преподаванием в школе и кружке рисования в Доме Пионеров. Потом одиннадцать лет работал в институте технологии судостроения. Именно там он начал активно работать со шрифтами, и его это увлекло. Однажды он подменил коллегу, который занимался оформлением книг в небольшой типографии при институте. И это определило всю его дальнейшую судьбу.
В 1973 году Д. Плаксин уходит из института и начинает сотрудничать с несколькими издательствами, и книги, создаваемые им, получают признание. Не будучи членом ЛОСХа, Плаксина не имеет мастерской и возможности проводить выставки. Но он знакомится с членами Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства и в 1975 году показывает свои работы в рамках знаменитой коллективной выставки неофициальных художников в ДК Невский.
Необходимость мастерской возвращает его к идее вступления в Союз Художников. Специально для этого он создает серию иллюстраций к стихам поэтессы Габриэлы Мистраль, подруги Пабло Неруды, политического деятеля Чили. Хитрый расчет срабатывает — зарубить такую идейно правильную работу уже не могут, и в 1980 году Плаксина принимают в Союз Художников, и в этом же году он получает мастерскую. В 1990 году Давид Моисеевич вступил в Творческий союз художников России (IFA). С 1990 начинается активная выставочная деятельность художника, коль скоро цензурные ограничения сняты.
Он продолжает активно работать с издательствами, в том числе с «Авророй», «Художником РСФСР», «Искусство», «Детгизом», «Советским композитором» и многими другими. Занимается книжным дизайном и иллюстрацией. Становится лауреатом и дипломантом ряда всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов, в том числе «Искусство книги».
Давид Моисеевич, сотрудничая с ведущими российскими издательствами, оформил издания произведений Дж. Свифта, М. Твена, братьев Стругацких, М. А. Булгакова, книги для детей С. Михалкова, М. Яснова и многих других. Ему принадлежит оформление первых книг поэтов и писателей издательства Ивана Лимбаха: Рубинштейна, Пригова, Битова, Авалиани. В 2018 году получил премию «Книжный червь». За пятидесятилетний период работы с книгой Плаксин оформил более 500 изданий.
13 декабря 2018 года Давида Моисеевича не стало.
Работы Плаксина хранятся в Музее нонконформизма (Санкт-Петербург), Музее «Эрарта» (Санкт-Петербург), Музей изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск), Российской национальной библиотеке и частных собраниях России, США, Финляндии, Германии.
Вход — по единому билету арт-центра. Купить билет можно на стойке информации при входе в арт-центр