Творческий проект «Евразия» Александр Визиряко начал разрабатывать еще в 1990-х годах. Речь, конечно же, не об исследовании конкретного географического пространства. Для автора это, в первую очередь, метафизическое понятие, своеобразный металандшафт, где переплетаются сразу несколько значимых для нашей цивилизации культур. Выбор такой сложной темы вполне предсказуем: детство и юность Александра Визиряко прошли в азиатских степях Казахстана, молодость и зрелость – в самом европейском городе России – Ленинграде-Петербурге. Здесь он познакомился с представителями ленинградских неформальных пластических направлений – в том числе Школы Сидлина и ее последователем и продолжателем традиций Юрием Нашивочниковым, автором концепции «Храмовая Стена», который стал для А. Визиряко Учителем с большой буквы. В том числе на основе системных изысканий этого Мастера, традиций русского авангарда, а также творческих методов других художественных систем, художник разработал самобытную творческую манеру, собственный пластический язык. Визуализации его мироощущения свойственны стремление к изображению на плоскости масштабных пространств и особый колорит. Незатейливые, казалось бы, сюжеты приобретают едва ли не сакральный смысл.
Соответствие масштаба изображения и физической величины произведения (размера картинной плоскости) – одна из труднейших задач в искусстве. Александр Визиряко решает ее с удивительной легкостью. Каждое его полотно выдерживает многократное увеличение. Изобразительные средства Александра лаконичны. Несмотря на экономию этих средств, художник мастерски справляется с очередной задачей школы: структура произведения должна «отражать вселенскую Гармонию». Сказать иначе: «произведения становятся частичками необъятной Вселенной».<…> Пластические обретения художника: он мыслит большими плоскими формами, практически силуэтами, передающими нематериальную природу вневременных сущностей: вечно живет и трудится на планете человек в симбиозе с другом-помощником – домашним скотом. Образы-фантомы: так было и так будет. Картины Евразийского цикла – плод многолетних раздумий А. Визиряко, поисков новых путей развития русского авангарда.
Елена Чурилова
Искусствовед, старший научный сотрудник Русского музея
В работах Александра Визиряко неразделённость Божественного сотворения и земной жизни овеяна удивительной теплотой чувствующей мысли. И что бы ни писал художник, его картины духовно содержательны. Отвлеченная идея мастера не укладывается в переменчивые законы бытия. Символизм «застывших форм» Н. Рериха и Б. Смирнова-Русецкого близок художнику. Минимализируя форму до знака, художник создает собственный язык пространственных ощущений.
Наталья Регинская
Искусствовед, доцент кафедры Истории русской культуры СПб ГУКИ, член Ассоциации искусствоведов России (АИС)
Вход — по единому билету арт-центра. Купить билет можно на стойке информации при входе в арт-центр
