• Посетителям
  • Выставки
  • События
  • Галереи
  • Организации
  • Архив
  • Лекторий
  • Люди
  • О нас
  • Контакты
  • En
  • Посетителям
  • Выставки
  • События
  • Галереи
  • Организации
  • Архив
  • Лекторий
  • Люди
  • О нас
  • Контакты
  • En

Александр Визиряко

Евразия и окрестности

Творческий проект «Евразия» Александр Визиряко начал разрабатывать еще в 1990-х годах. Речь, конечно же, не об исследовании конкретного географического пространства. Для автора это, в первую очередь, метафизическое понятие, своеобразный металандшафт, где переплетаются сразу несколько значимых для нашей цивилизации культур. Выбор такой сложной темы вполне предсказуем: детство и юность Александра Визиряко прошли в азиатских степях Казахстана, молодость и зрелость – в самом европейском городе России – Ленинграде-Петербурге. Здесь он познакомился с представителями ленинградских неформальных пластических направлений – в том числе Школы Сидлина и ее последователем и продолжателем традиций Юрием Нашивочниковым, автором концепции «Храмовая Стена», который стал для А. Визиряко Учителем с большой буквы. В том числе на основе системных изысканий этого Мастера, традиций русского авангарда, а также творческих методов других художественных систем, художник разработал самобытную творческую манеру, собственный пластический язык. Визуализации его мироощущения свойственны стремление к изображению на плоскости масштабных пространств и особый колорит. Незатейливые, казалось бы, сюжеты приобретают едва ли не сакральный смысл.

Соответствие масштаба изображения и физической величины произведения (размера картинной плоскости) – одна из труднейших задач в искусстве. Александр Визиряко решает ее с удивительной легкостью. Каждое его полотно выдерживает многократное увеличение. Изобразительные средства Александра лаконичны. Несмотря на экономию этих средств, художник мастерски справляется с очередной задачей школы: структура произведения должна «отражать вселенскую Гармонию». Сказать иначе: «произведения становятся частичками необъятной Вселенной».<…> Пластические обретения художника: он мыслит большими плоскими формами, практически силуэтами, передающими нематериальную природу вневременных сущностей: вечно живет и трудится на планете человек в симбиозе с другом-помощником – домашним скотом. Образы-фантомы: так было и так будет. Картины Евразийского цикла – плод многолетних раздумий А. Визиряко, поисков новых путей развития русского авангарда.

Елена Чурилова

Искусствовед, старший научный сотрудник Русского музея

 

В работах Александра Визиряко неразделённость Божественного сотворения и земной жизни овеяна удивительной теплотой чувствующей мысли. И что бы ни писал художник, его картины духовно содержательны. Отвлеченная идея мастера не укладывается в переменчивые законы бытия. Символизм «застывших форм» Н. Рериха и Б. Смирнова-Русецкого близок художнику. Минимализируя форму до знака, художник создает собственный язык пространственных ощущений.

Наталья Регинская

Искусствовед, доцент кафедры Истории русской культуры СПб ГУКИ, член Ассоциации искусствоведов России (АИС)

15 ноября 2025 —
18 января 2026

пн — вт: выходной

ср — пт: 16.00 — 20.00

сб — вс: 12.00 — 20.00

Большой зал МНИ

Корпус C, 4 этаж

Вход — по единому билету арт-центра. Купить билет можно на стойке информации при входе в арт-центр

купить билет

nonmuseum.ru
весь выставочный сезон

email: pr@p-10.ru

© Арт-центр «Пушкинская-10», 2025