Памяти философа Юрия Линника
Леонид Борисов, Александр Визиряко, Вадим Воинов, Анатолий Жбанов, Сергей Ковальский, Николай Сычев, Евгений Орлов
живопись, объект, коллаж, функциоколлаж
«…Качество детскости украшает и взрослого. Оставшись в душе ребенком, он имеет гарантию, что и в самых сложных обстоятельствах жизни сможет остаться человеком созданным по образу и подобию Божию.
Детством спасется мир». Ю. В. Линник, 1993 г.
Понятие «Космос детства» происходит из одноименной книги известного русского философа Юрия Владимировича Линника, который на протяжении долгих лет принимал активное и плодотворное участие в жизни художников-нонконформистов (второго русского авангарда).
Юрий Линник считал, что творчество художников русского авангарда наиболее глубинно созвучно космосу детства: как по форме, так и по интуиции изобразительного языка и памяти прошлых жизней.
«…Память былых воплощений! Она открывается ребенку избирательно – лишь самыми светлыми, самыми добрыми своими гранями. В детских снах наяву много лазури, много света. Направляя нового человека в мир времени, вечность внушает ему заветы добра, нежности. Дитя получает наглядное представление о реалиях того мира, в котором ему предстоит жить: память эйдоса показывает ему птиц и животных, различные растения, целые пейзажи. Вот почему в последствии будет не раз срабатывать эффект узнавания: здесь я уже был – это знакомый город – это известная мне картина. Хотя на самом деле человек все видит впервые! Однако на экраны его младенческого сознания память эйдоса действительно проецировала эти виды, эти подробности.
Так осуществляется адаптация человека к жизни на Земле. Обычно она осуществляется в утробе матери: уже там ребенок получает представление о красках и формах того мира, в котором ему предстоит родиться».
Ю. В. Линник, 1993 г.
В конце 1980-х годов неофициальные художники Ленинграда заняли дом на ул. Пушкинской, 10, который буквально за один год вместил в себя все то, что накапливалось в течение десятилетий в протестном движении Ленинграда: здесь поселились художники, музыканты, актеры и режиссеры театра, литераторы и поэты.
Коммуна свободных творческих личностей довольно быстро сумела создать саморазвивающийся творческий объект, до упора наполненный новыми идеями и людьми, умеющими их реализовывать.
Не смог не заметить это явление и философ из Карелии Юрий Владимирович Линник, к тому времени постоянно приезжавщий уже в Санкт-Петербург для чтения своих лекций, совершенно разных по тематике и аудиториям.
Как правило, Юрий Владимирович останавливался у своих друзей и знакомых. В один из его приездов его друг – художник Евгений Орлов – привел его в свою мастерскую на Пушкинской, 10. Все, что он увидел, его поразило своей новизной и размахом, ведь ничего подобного тогда в Санкт-Петербурге не было. Дом на Пушкинской, 10 бурлил людьми, мыслями, событиями.
Первое посещение Юрием Владимировичем вылилось в большое количество стихов и монографию о творчестве художника Евгения Орлова.
Многолетняя дружба с Евгением Орловым и их совместная деятельность по популяризации творчества художников «Амаравеллы» и, в частности, Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого окончательно определила место пребывания Юрия Владимировича в Санкт-Петербурге – это мастерская Евгения Орлова. Юрий Владимирович постоянно говорил, что это центр распространения новых идей и где как ни здесь ему находиться со своей неуемной энергией и желанием творить.
Когда мастерская Евгения Орлова была занята, Юрий Владимирович размещался в мастерской напротив, где приезжая из США творила американская художница Барбара Хазард, и где в последствии произошло знакомство с художником Николаем Сычевым, который перебрался в Санкт-Петербург из Латвии.
Лекции Юрия Владимировича к тому времени стали постоянными в Музее нонконформистского искусства, в основном, на темы философии русского космизма и группы художников «Амаравеллы».
Совместно с развитием арт-центра «Пушкинская-10» расширялась и деятельность Музея нонконформистского искусства. Евгений Орлов стал сотрудничать с Музеем изобразительных искусств Республики Карелия, где стал показывать выставки с участием художников нонконформистов, что еще более спрессовало совместную деятельность с Юрием Владимировичем, который постоянно выступал на открытии этих выставок и стал их неотъемлемой частью, философски их насыщая.
Уже в XXI веке были написаны статьи о художниках Николае Сычеве, Вадиме Воинове, Леониде Борисове, Сергее Ковальском, Евгении Орлове, были выступления на конференциях, посвященных Казимиру Малевичу и Василию Кандинскому.
На последнем выставочном проекте музея «Нонактуальный ландшафт» Юрий Владимирович высоко оценил творчество художников Александра Визиряко и Анатолия Жбанова.
Постоянно приезжая в Санкт-Петербург, Юрий Владимирович приобщал художников арт-центра к дальнейшему расширению их знания в философии русского космизма и истинной ценности русского авангарда и синтеза искусств.
Обладая большим спектром своих интересов, Юрий Владимирович высоко ценил стихи Бориса Гребенщикова (группа «Аквариум») и Юрия Шевчука (группа «ДДТ»), имеющих свои студии на «Пушкинской-10».















Вход — по единому билету арт-центра. Купить билет можно на стойке информации при входе в арт-центр