Более двадцати художников представят свои интерпретации темы в фотографиях, инсталляциях, объектах, графике и видео-произведениях.
«Каждое наше слово, каждый шаг, каждое действие оставляют след. Некоторые следы – точные отпечатки, в них легко можно узнать оригинальной объект. Другие больше похоже на тени и дают простор воображению. Наше отношение к следам часто зависит от контекста. Иногда мы хотим оставить след, и иногда наоборот – стремимся остаться незамеченными. Об этом мы и приглашаем поразмышлять художников и зрителей» – рассказывает о концепции директор МНИ и куратор выставки Анастасия Пацей. Работая с темой следов, авторы выбирают разную оптику. Одни изучают среду, которая их окружают, другие обращают взгляд внутрь себя.
Список участников выставки:
Марина Абаджева, Владимир Абих, Сюс Агнес, Мариэлла ван ден Берг, Яна Джан-Ша, Мелс Диас, Грета Димарис, Йоханнес Жерар, Елизавета Залиева, Варвара Гранкова, Анаис Ибер, Анна Мартыненко, Тома Мокёр, Лада Необердина, Милана Пестерева, Вера Петровская, Елена Потуремец, Нанда Раемански, Наталья Романенко и Наталья Суворова, Алексей Старков, Елена Соколова, Евгения Тут, Юля Утюгова, Алексей Чистяков, Полина Штанко, Арт-группа „varialambo“ (Варя Шёстрём, Ламбо Хатц), Коллектив «Песочница».
О произведениях на выставке:
Йоханнес Жерар, прогуливаясь по городу, фотографирует сцены, которые кажутся привычными и странными одновременно: брошенный на обочине велосипед, стена разрушенного здания, загадочные пятна на тротуаре. Анна Мартыненко изучает найденные предметы через форму и звук. Рассматривая слепки и прислушиваясь к аудио-дорожке в раструбе, можно попробовать представить себе оригинальный предмет. Грета Димарис концептуально реставрирует обломки старинных кирпичей, превращая следы оригинального клейма в новые слова, отражающие ее ощущение современности. Мелс Диас и Нанда Раемански – каждый по-своему – приглашают зрителей погрузиться в сцены и истории, однажды глубоко впечатлившие их в путешествиях.
Варвара Гранкова затрагивает тему насилия, сохраняя на белой ткани отпечатки объектов, которые вызывают тревогу и иногда даже страх. С темой травмы работает и Алексей Старков, создающий свои произведения на основе старых выброшенных фотографий. Художница Полина Штанко показывает керамические ноги-туфли без пары. Привычная часть тела предстает в несколько пугающей форме.
Вера Петровская представляет большое полотно, рассказывающее о собственном жизненному пути, людях и событиях, оставивших след в биографии художницы. Анаис Ибер создает коллаж из абстрактных деталей в эстетике аналоговой фотографии, среди которых бросается в глаза сцена, кажущаяся случайной, но на самом деле наполненная глубоким личным смыслом. В графике Евгении Тут также зашифрованы личные переживания и размышления, которые, впрочем, многим могут оказаться знакомыми – о скоротечности бытия человека, чей образ может исчезнуть так же быстро, как смывается волной рисунок на песке. В похожем ключе размышляет Лада Необердина, в своей поэтической инсталляции ставящая под сомнение саму силу искусства, которое, по словам художницы, «может только быть».
На выставке также будет представлена графическая работа Алексея Чистякова из собрания Музея нонконформистского искусства.
Частью экспозиции станет кинозал в галерее «Рабочий стол» (находящейся двумя этажами ниже в арт-центре «Пушкинская-10»), в котором гости смогут посмотреть видео-произведения художников Владимира Абиха, Йоханнеса Жерара и Елизаветы Залиевой.
О маршруте с эко-повесткой:
Целый ряд авторов размышляет об экологическом следе, который оставляет после себя человек. Мариелле Ван Ден Берг объединяет в своей инсталляции старое, знакомое с детства покрывало и сцены из собственной жизни, изображенные на фарфоровых плитках в цветах традиционных голландских изразцов. Их соединяют между собой сети, сплетенные из пластиковых пакетов – наименее ценного, но, увы, наиболее стойкого из всех материалов, использованных художницей. Марина Абаджева представляет в виде арт-объекта белый куб, привезенный художницей из леса, где он находился десять месяцев, собирая невидимые обновления и сохраняя на своей поверхности следы природного окружения. Лена Потуремец при поддержке искусственного интеллекта размышляет о том, как в будущем растения путём осознанных мутаций смогут сохранить образ исчезнувшего человеческого вида. В работах Елены Соколовой нечеловеческими «со-творцами» выступают живущие под корой насекомые: они оставляют графические следы, по которым можно считать историю жизни и смерти старых деревьев. Мир насекомых оказывается и в центре графической серии Сьюс Агнес, которая посвящает им не только рисунки, но и поэзию. В фотографической истории Тома Мокёра зритель знакомится со странным персонажем – то ли замаскированным охотником, то ли лешим из сказки – который в своем окружении выглядит естественно и абсурдно одновременно.
Специальный маршрут «Зелёная трансформация» объединит в экспозиции и других художников, работающих с темами экологического следа, и участвовавших в одноименном проекте в 2023 г.: арт-группу „varialambo“ (Варя Шёстрём, Ламбо Хатц), коллектив «Песочница», Юля Утюгова, Милана Пестерева, Яна Джан-Ша, Наталья Романенко и Наталья Суворова. В своих работах они затрагивают вопросы биоразнообразия, осознанного потребления, бережных творческих стратегий, взаимоотношений между природной и технологической средой обитания человека.
Вход — по единому билету арт-центра. Купить билет можно на стойке информации при входе в арт-центр