«Ваша идея ничего не стоит» – такую фразу слышал мне кажется каждый специалист по гейм-дизайну. Все отмечают важность концепта и его реализации, только написав идею на бумаге, она сможет обрести смысл и определенную формулу - совместно с разработчиками из Skill Games мы задались вопросом: есть ли вообще какие-то правила, принципы, чтобы превратить идею игры в концепт? Проанализировав всю свою многолетнюю работу, мы нашли их – поэтому берите ручку, блокнот и записывайте основные моменты. Очень советуем при прочтении этого текста записывать абсолютно все идеи, которые будут приходить в вашу голову. Мы просим об этом по причине того, что хотим донести до вас основную мысль: геймдизайн – это то, что вы делаете, а не то, о чем думаете.

Для того чтобы стать эффективным специалистом, нужно прежде всего изучить то, как вы работаете. Давайте возьмем все дружно новые тетради, ежедневники и начнем в них писать полезную информацию. Возможно в вашем листе уже есть какие-то плохие идеи, которые вы не реализовали и не развили – это круто, значит вы ищете и думаете. Скорее всего если вы не ученый, который погрузился полностью в геймдизайн исследуя его, то большинство из написанного вами на бумаге и не опробованного на практике - не имеет никакого смысла. Огромное количество книг предполагают, что в геймдизайне есть определенный правильный путь, свод правил или какая-то инструкция – поверьте нашему опыту почти никто не знает, что он делает и как он это делает. Главная ценность геймдизайнера состоит в том, что он работает по своему индивидуальному маршруту так как умеет только он. Есть огромное количество различных подходов и конечно не каждый специалист сможет решить все возникшие проблемы – вы можете работать только в узкой сфере и это вполне нормально.

Мы хотим помочь вам найти свой личный дизайнерский стиль, поэтому поговорим о правилах, которые помогут вам из специалиста с огромным количеством идей стать тем, кто реализует эти идеи и решает поставленные задачи. В основном этот текст поделен на две части: в первой мы больше будем делиться своей философией, а во второй уже давать практические инструменты, при помощи которых вы сможете эффективно начать работать. Оптимальным решением будет сначала изучить немного теории - постараемся не затягивать и только потом перейти к практике.

Первая часть: геймдизайн это всегда про практику

Опытные геймдизайнеры всегда подшучивают над новичками, ведь у последних очень много идей, но они абсолютно не знают, как их реализовать в жизни. Возможно, мы согласимся, что сами идеи, по сути, ничего из себя не стоят, если оставлять их просто в ежедневнике на бумаге и не воплощать в реальность, если они не конкретны и не амбициозны – то это тоже ничего не значит для будущего. Запомните одну вещь: любая идея может стать зачатком успешной игры. Просто идеи не могут стать хорошим проектом, даже если их написал опытный дизайнер. Они не могут стать прочным основанием для разработки, но они достаточно сильные, чтобы стать хорошим началом. Именно конкретные идеи подталкивают человека браться за работу. Обратите внимание на наши мысли: идеи заставляют браться за работу – сама работа здесь вообще не играет никакой роли, только вдумайтесь в эти слова и вы по-настоящему удивитесь своим мыслям. Мы можем очень долго размышлять по поводу геймдизайна, но если просто гонять в разные стороны мысли, то это ни к чему не приведет – вы только потратите свое время. Думать об игровом проекте вне рабочего времени - вообще не даст никакого смысла для его реализации. Идеи всегда расплывчаты и в голове могут казаться бесценными, но когда вы пишете их на бумагу, то начинайте видеть существенные недостатки: что-то возможно не хватает каких-то элементов, что-то создано неправильно и таких примеров можно привести очень много.

Вот например, что случилось с нами в последнее время: когда мы придумывали идею этой статьи она казалась нам замечательной и теперь посмотрите на нее сейчас. Мы не помешали это идея зародиться в нашей голове, но перенеся ее на бумагу, разбив на части очень много изменили – вот так рождается концепт, когда мы переносим свои мысли на практику. Советуем записывать постоянно свои идеи, для этого вам понадобится ручка и бумага, если вы все еще не взяли и не положили их рядом с собой, то искренне советую вам потратить несколько секунд чтобы это сделать, иначе все прочитанное может просто не уложиться в вашу голову.

Важная часть - концепт

Когда вы начинаете записывать свои идеи, то сталкиваетесь с достаточно популярной и простой истиной: на бумаге идеи не так хороши, как были в вашей голове. Здесь начинается самая основная работа, теперь необходимо превратить идею в концепт – подробное ее описание. Сначала необходимо определить все элементы концепта, написать их широкими мазками без деталей. Установить все необходимые условия, взаимодействие между элементами – таким образом вы дойдете до исходного концепта.

Что такое дизайн?

Дизайн является подробным описанием концепта, именно на этом этапе вы начинаете описывать все те элементы, которые определены в предыдущем. Подробно разбирая каждую из частей концепта, вы начинаете находить нерешенные вопросы и сталкиваться с рядом проблем. С этими проблемными вопросами тоже необходимо разобраться для того, чтобы вы поняли систему, которую вам необходимо построить. Качественная идея никогда не потеряется вокруг других идей, скорее наоборот будет отличаться. Проанализируйте что вам предлагает ваш текущий дизайн, измените местами элементы, посмотрите, как они взаимодействуют при новых местах. На этом этапе вы еще можете экспериментировать очень быстро и дешево, если вы будете внедрять новые идеи на следующих этапах работы, то это создаст вам дополнительные задачи и вследствие чего увеличится бюджет проекта.

Вторая часть - практическая. Работайте с визуализацией.

Разбираем майндмэп

Под майндмэпом понимают диаграмму связей, которая помогает вам четко формулировать поставленные идеи. На самом деле все предельно просто: необходимо нарисовать круг и написать в нем простое понятие. Например, мы пишем термин «космический корабль», затем от него проводим линию и на ее конце пишем уже другое слово, которое связано с первым и таким образом вы продолжаете дальше работу. «Кораблю» отлично подойдут такие слова, как «топливо» и «стрельба». Такой подход к работе помогает дизайнеру определить тематическое пространство своего проекта. Этот метод можете использовать и по отношению к ключевым механикам, чтобы понять как они между собой взаимосвязаны. Вы выстраивайте дерево дизайна и отвечаете на все самые основные вопросы, которые появляются во время работы. Майндмэп также помогает упорядочить все идеи, которые появляются в вашей голове, и четко прослеживать как разные элементы между собой взаимодействуют. При такой работе вы можете сразу ответить на вопрос: можно ли будет какой-нибудь из элементов убрать без ущерба для проекта? Есть очень много методов которые позволяют отражать идеи, но мы советуем именно этот. Не пытайтесь ждать какое-то вдохновение – попробуйте создать его самостоятельно.

Реализация идей

Эти инструменты мы разработали при помощи рационального геймдизайна, их мы используем постоянно в своей работе. Вам понадобится Excel или любая другая таблица, в которой вы сможете прописать всех ключевые механики и свести их к обычному простому описанию. Их нужно внести в первую колонку, потом вы проходите по остальным колонкам и отмечайте взаимосвязь с элементами в каждой из строк. Подробно разбирая каждую из механик, вы получаете все возможные комбинации. Во время этого процесса необходимо заострять внимание на том, как механики взаимодействуют между собой: совместимы ли они, какие могут быть проблемы во время их реализации. Такой подход мы считаем максимально удобным, так, когда во время разработки появляется новая механика, вы можете ее моментально сопоставить со всеми элементами, которые уже используются в проекте. Вы увидите сколько интересных взаимосвязей порождают ваши элементы, и примите решение необходимо ли вам вводить новую ключевую механику. Конечно, нужно все записывать, нужно все отслеживать — это позволит вам выстроить свою собственную систему и понять, как это все работает. В голове это сделать невозможно, мы советуем все-таки перенести это все на бумагу или хотя бы в цифровой вариант.

Про юзерстори не забыли?

Юзерстори помогают максимально отразить игровой процесс вашего игрового проекта. Этот метод выражается в одном единственном предложении: вам необходимо определить «в качестве (роль) я хочу (действие)». Данный инструмент позволяет сразу понять вашего пользователя и понять геймдизайн которых вы создали. Как геймдизайнер вы сможете максимально выразить свои намерения, используя самые простые слова и четко определить, что именно вы хотите создать. С точки зрения целевой аудитории, вы сможете понять, как бы вы хотели действовать и играть в своем проекте. Также это поможет найти все недостающие элементы, которые вы бы еще хотели внедрить в свой дизайн - вы сразу заострите свое внимание на том, что нужно будет проработать дальше и развить.

Карточки нужны?

Наш ответ на самом деле очевиден – конечно они нужны. На них необходимо выписать все основные механики и аксиомы вашего проекта. Например, вы делаете платформер, на одной карточки вы пишите «можно прыгать» на другой «можно бегать», а на следующей можно описать процесс, что будет с игроком если он дотронется до ядовитой змеи. Все карточки выкладываем на стол, если есть желание их можно перемешать - убираем одну из них. Придумайте, как будет выглядеть ваш игровой проект, если эта механика уйдет, можно ли ее заменить на другую или возможно ее уход, наоборот, добавит интереса вашему проекту. Убираем еще одну карточку или наоборот добавляем новую, комбинируем, мешаем и пробуем разные варианты. Все возможные решения пишите на бумаге, это позволит вам легче анализировать в будущем проект. Это очень полезный инструмент для гейм-дизайнера, он идеально подходит в те моменты, когда у вас не хватает идей и вы не знаете, что делать дальше. Иногда случается так, что необходимо избавиться от элемента, который вам на самом деле очень нравится — это позволит увидеть, как развивается дизайн при новом раскладе.

Обязательно помним про прототипы

Запомните одну простую вещь: люди не могут поиграть в ваши идеи, они не могут играть в записи на бумагах, они могут играть только в те игровые проекты, которые вы создали. Тестирование — это единственный способ настоящей оценки вашего дизайна. Если вы работаете в команде с программистами, то сделайте так, чтобы они максимально в сжатые сроки могли перенести вашу идею на экран. В случае если создание прототипа проходит слишком долго, то необходимо этот момент ускорить, использовав для этого любые инструменты. Ваша основная цель состоит в том, чтобы идея воплотилась в игровом процессе, дальше ее нужно протестировать и сделать это необходимо как можно скорее. Приведите в порядок все созданные прототипы, дайте им определенное название – это тоже очень полезная практика на самом деле. Таким образом вы получаете несколько многоразовых проектов, блоков, отдельных элементов, которые вы сможете в дальнейшем копировать и переносить из проекта в проект. Не совсем изящный подход к работе, но это на данном этапе неважно: необходимо сконцентрироваться на том, чтобы донести свои идеи и сделать из них игру.

В конце мы хотим напомнить всем очень важный принцип: главное – это работа. Идея становится зачастую лишь частью какого-либо процесса, необходимо подобрать под него инструменты, позволяющие правильно сформулировать идею, донести ее и сохранить. Если вы дочитали эту статью до конца и при этом не взяли ручку, бумагу, чтобы пометить какие-то основные моменты, записать ваши идеи, то есть риск, что вы упустили суть. Советую в таком случае вернуться к самому началу и хотя бы просто пробежаться по тексту глазами – это будет точно не лишним.