Западная цивилизация находилась под сильным влиянием быстрого подъема и расширения Ислама с 7 по 15 век. К 732, через 100 лет после смерти Мухаммеда, ислам был расширен из Западной Азии по всем Северной Африке, через Гибралтарский пролив в Испания и Франция, достигнув Тура, на полпути от Пиренеев до Парижа. Мусульманская Испания быстро стала одной из самых передовых цивилизаций того периода, где большая часть знаний прошлого - восточных, греческих и римских - сохранилась и получила дальнейшее развитие. В частности, греческий и латинский стипендия была собрана в больших библиотеках в прекрасных городах Кордова, Севилья (Севилья), Гранада, и Толедо, которые стали основными центрами передовых науки, особенно в практических искусств медицины и архитектуры .

Неизбежно стипендия в соседнем франкском - и последующие Французское королевство оказалось под влиянием, что привело к возрождению западной христианской науки, которая долгое время бездействовала в результате переселения варваров. Доктрины Аристотеля , которые усердно культивировались мусульманами, оказали особое влияние на роль разума в человеческих делах и на важность изучения человечества в настоящее время, в отличие от прежних христианских интересов. культивирование веры необходимо для будущей жизни. Таким образом, мусульманское обучение помогло открыть новый этап в образовании, известный какгуманизм , впервые оформившийся в XII веке.

В светское влияние
Слово гуманизм происходит от studia humanitatis («исследования человечества»). Ближе к концу средневековья возобновился интерес к тем исследованиям, которые подчеркивали важность человека, его способностей, дел, мирских устремлений и благополучия. Примат теологии и потустороннего исчезновения. Объявление theologiam Reductio Artium (свободно, «сводя все к теологической аргументации») не было отклонено , так как он уже не выражает реальность новой ситуации , которая складывалась в Европе, особенно в Италии. Общество было глубоко преобразовано, торговля расширилась, а жизнь в городах эволюционировала. Экономическая и политическая власть, ранее находившаяся в руках церковной иерархии и феодалов , начала переходить к городским бюргерам. Использование местных языков становилось все более распространенным. Новое общество нуждалось в другом виде образования и других образовательных структурах; бюргерам требовались новые инструменты для самовыражения, и старые средневековые университеты считались неадекватными.

Образовательные учреждения гуманизма возникли в школы, созданные в свободных городах в конце XIII и XIV веках, - школы, предназначенные для удовлетворения потребностей нового городского населения, которое начало приобретать все большее экономическое значение в обществе. Впедагогическая мысль гуманистов учитывала эти преобразования общества и разрабатывала новые теории, часто восходящие к классическим греческим и латинским традициям; Однако это не было рабским подражанием педагогической мысли и институтам классического мира.

Ренессанс классического мира и образовательные движения он породившие были по- разному выражены в разных частях Европы и в разное время от 14 до 17 - го века; была соединительная резьба, но было и много отличий. То, что было нужно гражданам Флорентийской республики, отличалось от того, что требовали принцы при дворах эпохи Возрождения Италии или других частей Европы. Однако общим для обоих было неприятие средневековой традиции, которая не принадлежала новому обществу, которое они создавали. Однако поиску новых методологиии новым отношениям с древним миром яростно выступали традиционалисты, которые не хотели обновления, которое привело бы к глубокому преобразованию общества; и, по сути, образование революцияне уничтожило полностью существующие традиции. Гуманисты, например, не были озабочены распространением образования в массы, но обратили свое внимание на сыновей князей и богатых бюргеров.

У гуманистов была важная и оригинальная концепция, согласно которой образование не завершается в школе и не ограничивается годами юности, а представляет собой непрерывный процесс с использованием различных инструментов: товарищеские отношения, игры и развлечения являются частью образования. Вместо того, чтобы предлагать новые темы, они хотели открыть метод, с помощью которого следует изучать древние тексты. Для них знание классических языков означало возможность проникнуть в мысли прошлого; грамматика и риторика трансформировались в филологию не ради педантичного исследования, а для того, чтобы обрести новое историческое и критическое сознание.. Они реконструировали прошлое, чтобы лучше понять себя и свое время.