«Скрывшись от луны» выставка работ Вика Забелина. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

6-24 октября

Взаимодействие изображения и слова – пожалуй, одна из ключевых парадигм искусства двадцатого века. За многообразием поисков новых средств образной выразительности всегда часто скрывалась попытка найти убедительное обоснование творческой программы одного мастера или целого направления, а подчас и масштабного художественного явления. Однако формы подобного обоснования того, что, кажется, недоступно адекватному и полному переводу на литературный язык, могли и могут быть разными. Для петербургского художника Вика (Вячеслава Забелина) такой формой, пожалуй, выступают скрытые параллели, что присутствуют в его стихотворных строках – и живописных произведениях. Точнее, это некий ключ, который лишь одна такая строчка, обладающая потенциалом емкого художественного образа, может дать для постижения замысла целой группы полотен. Они могут быть созданы в разные годы и обращены к весьма широкому кругу тем, сюжетов, образов. По крайней мере, именно так, на мой взгляд, произошло в случае с выставкой «Скрывшись от луны». Стихотворение, которое и определило ее название и, что особенно важно, ее концепцию, заключает в себе круг пластических мотивов, эмоциональных состояний и даже сюжетных ходов, которые получили развитие в его картинах. Ночь, квадрат окна, птица, … Всё это – своего рода архетипы сознания, константы бытия, которые могут быть показаны как бы крупным планом. Притом они заостряются, обретают качество емкого художественного образа именно в пространстве завершенного поэтического, живописного или графического произведения.Скрывшись от луны

Внешний мир, мир природы с его узнаваемыми приметами – закатом с парусником, волнами залива, осенней листвой или пространством города с его улицами, зданиями, куполами соборов – на самом деле выступает проекцией душевного мира мастера на плоскость холста. Образ самого художника, его самых близких людей лишь оттеняет это безмолвие Природы и Города, которые выступают не самодостаточными величинами, а средоточием творческого – творящего духа, что может стать импульсом к покорению новых вершин искусства. Здесь можно говорить о некой метафизике пространства, которое в живописи Вика может быть переполненным знаками, говорящими деталями. Но может оставаться и свободным, когда тишина и пустота, сопутствующие лунной ночи и состоянию природы, погруженной в полночное безмолвие, заключают неизбывную тайну, загадку мироздания (вновь вспомним прозрение гениального поэта в строках «выхожу один я на дорогу…»). Эта тайна влечет к себе и одновременно тревожит, пугает художника, побуждает его пристальнее вглядеться в лица самых близких людей. Ночь в таком случае способна обернуться леденящим холодом одинокой Вселенной, ужасом небытия, напоминанием о неизбежном… А человек, особенно человек родной, без которого невозможно представить свое существование, в самом деле помогает скрыться от слепого (но всевидящего) взгляда луны – и тем самым возвращает себе в представленных полотнах статус «меры всех вещей». В контексте выставки это определение становится не привычным клише искусствоведческой литературы, а коллизией, вопросом, который не устает задавать самому себе и зрителю автор – художник, наделенный парадоксальным и в то же время удивительно чутким восприятием жизни, ее бытовой и бытийной граней.

Руслан Бахтияров

Кандидат искусствоведения

 

Музей-усадьба И.Е. Репина »Пенаты»

197738, Санкт-Петербург, пос. Репино, Приморское шоссе, 411

04.10.2017