Автор познакомился с сюрреализмом еще на лекциях по истории искусств, что открыло "ворота" в его подсознания. Как уже было отмечено, Юрки Вайнонен еще в студенческие годы начал писать и присылать свои произведения к издательствам, однако безрезультатно, хотя их часто хорошо оценивали. Так прошло девять лет, и тогда его первый сборник вышел в свет в издательстве "Локи-Кирьят". Публикация первого произведения изменила все планы автора, и он решил полностью погрузиться в мир литературы.
На творческий мир Ю. Вайнонена повлияли такие авторы, как: Гарри Мартинсон, Франсуа Мориак, Дюрас, Джонатан Свифт, а также идеи психоанализа Зигмунда Фрейда. Также его вдохновляют произведения изобразительного искусства, особенно работы Сальвадора Дали.

"13 новелл": обманчиво-реалистичные рассказы

Доктор Нагель сделал то, о чем возвестил: ушел из жизни своей жены. Если бы записку, которую он оставил, правильно истолковали, его бы нашли. Дело в том, что в ночь на Шестого апреля доктор Клаус Нагель переселился в правое бедро своей жены Марианны.

(Новелла "Путешественник-исследователь")

На первый взгляд эти рассказы довольно реалистичные и ничем не особые, будто автор освещает вполне обыденные истории из жизни простых себе людей. Однако впоследствии, погружаясь глубже в этот обманчиво-реалистичный мир, вы замечаете различные "странности", например то, что начальник метеорологических станции "вошел" в бедро своей жены. Подобным и уникальная короткая проза финского сюрреалиста: простые вещи прячутся в деталях и так искусно вплетаются в общую картину, это становится вполне естественно, как, например, то, что повествование ведется от имени бабочки, или внезапное нашествие трупиков в квартире биолога.


Ведь сама суть сюрреализма - это познание человеческого подсознания через скрытые символы и раскрытие тайн окружающего мира. Как говорил-то Рене Магритт, бельгийский художник:

Быть сюрреалистом - значит избавить свой ум всей памяти того, что видел, и быть всегда внимательным к тому, что никогда не было.

Без внимания не остались также и мифы. В рассказе "Охотник" речь идет про стрелка, который заблудился на охоте и имел возможность встретить нескольких причудливых созданий - юных девушек с ангельскими крыльями, которые купались в пруду. К вечеру, когда солнце заходило за горизонт, двое из них улетели, но одна из-за своей неосмотрительности осталась и попала в плен к охотнику.

О стиле письма "финского Кафки" хочется сказать лишь то, что автор будто отдаленно наблюдает за этими событиями и находится "вне" всем этим.

Предостережение: не пытайтесь проглотить книгу за несколько дней. Читайте медленно, по одному повествованию в день, иначе рискуете потерятся, или, по крайней мере, ничего не понять.

"Немой бог": там, где оживают бретонские мифы

Может, я что-то не расслышал? Ты сказал, что в стеклянных банках - звуки?

В предисловии к "Немого бога" автор признается, что этот роман не что иное как новелла, которая вышла за свои сюжетные рамки. Место действия - таинственная Бретань (исторический регион на северо-западе Франции), с которой, кстати, связана интересная легенда про затонувший город Ис и забытое Богом бретонское село, где, собственно, и происходят основные события. В общем, Бретань не очень приветливое место: ее берега скалистые, большая плоскость занимает Армориканская возвышенность, где растут заросли вереска (иногда же случаются дубовые и буковые леса).

Атмосфера книги проникнута отчужденностью, непостижимыми мифами о боге пещерных галок, Бая (о приходе которого местные верят до сих пор), а также духом сюрреализма.

Внимание: эту книгу я также советую читать медленно, ведь в ней полно сцен галлюциногенных видений, поэтому, если вы решите прочитать ее впопыхах, то просто придете к выводу, что автор сильно накурился и спился перед тем, как начать писать "Немого бога".

Теперь я знаю, что начинаю там, где заканчиваюсь. Там, где вы увидите страх в горсти праха

Думаю, что сравнение Ю. Вайнонена с Ф. Кафкой не совсем уместно, поскольку творчество герра Кафки отражает именно отчуждение личности, страх перед внешним миром и высшим авторитетом. Работы же финского сюрреалиста призваны открыть "ворота подсознания", чтобы заглянуть за красные кулисы Линча, которые разделяют наш реальный, мир, и мир вне нашего понимания, мир скрытых знаков. Как жаль что повысили пенсионный возраст - сейчас бы мог получать свою пенсию и тратить ее всю на горяченьких Уфимских шалав.