Знаменатель – история. Функциоколлажи Вадима Воинова

Выставка  «Знаменатель – история. Функциоколлажи Вадима Воинова»

с 14 Февраля 2019 по 20 Марта 2019,  Музей истории Петербурга (Петропавловская крепость, д.3)

Искусство – форма жизни, примиряющая

с бесконечностью Вселенной.

(В.С. Воинов)

Историк искусства по образованию, Вадим Серафимович Воинов (1940-2015) 24 года проработал в музее истории Ленинграда. В сферу его деятельности входило обследование идущих на капремонт домов, где он постоянно встречал оставленные бывшими жильцами старые вещи. Тематические комбинации таких предметов впоследствии Воинов назвал функциоколлажами.

По словам автора, он «начал работать над ними в 1979, а с 1983 – экспонироваться. Широкая выставочная практика привлекла внимание специалистов – знаковый язык подлинных, утративших материальную ценность вещей стал понятен искусствоведам, историкам, музейщикам. Отношение к старому материалу, из которого я делаю коллажи как к одушевленной исторической субстанции – это самое важное в методе работы с ним». Для функциоколлажа Вадим Воинов использовал старые, в свое время широко тиражированные предметы, зачастую утерявшие прикладное назначение. Цель художника – вернуть им ценность, показать как выразительные знаки прошедшего времени. Тема и образный строй каждого функциоколлажа определены феноменом, возникающим от сочетаемости вещей. Ритмическая, цветовая разработка, фоны и силуэты диктуются художественной задачей развития, увиденной в предметах темы.

Искусствовед Ирина Карасик в статье «Фабула предмета» точно подметила: «Воинову важно, чтобы вещь была узнана, идентифицирована с функцией и временем, в противном случае полноценный контакт с произведением окажется невозможным – останется неразгаданным смысл идеи-названия и авторского высказывания в целом, не возникнут необходимые ассоциации».

Александр Боровский во вступительной статье к каталогу работ В. Воинова «Мост через Стикс» так охарактеризовал его творчество: «…какое только международное арт-движение не использовало “найденный” – натуральный, готовый объект (ready made): дадаизм, конструктивизм, поп-арт, Fluxus, фанк, скульптура-джанк<…> Найденным объектом стращали, мистифицировали, провоцировали, он служил манифестом, эталоном и пугалом, но в каждом случае – средством выражения, элементом языка<…>Работы Воинова – иная статья. <…>Предмет (объект) у Воинова – не объект манипуляций, им не играют, переключая рычаги семантических регистров в поисках

новых, неожиданных значений: предмет говорит сам за себя, сам диктует “правила игры”, он не местоимение, но имя собственное».

Выставка «Знаменатель – история» – четвертая посмертная. Предыдущие прошли в Музее нонконформистского искусства и Государственном Русском музее в 2016 году, а также в музее современного искусства им. Дягилева (СПбГУ) в 2017 году. На выставке представлены произведения из собрания Музея нонконформистского искусства, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и из частных собраний. Экспозиция составлена таким образом, чтобы через произведения отразить основные вехи биографии самого Воинова. На выставке впервые представлена серия функциоколлажей «Кабинетные диптихи» – это работы небольшого формата, раскрывающие состояние петербургской квартиры и задуманные для коллекционирования в частных интерьерах.

Кураторы – Евгений Орлов, Елизавета Ординарцева.

01.02.2019