Основатель ГЭЗ-21, арт-менеджер
Основатель ГЭЗ-21, арт-менеджер

Биография

С 2001 по 2007 год Сергей Бусов — директор ГЭЗ, арт-директор и звукооператор.

Проект ГЭЗ-21 (Галерея Экспериментального Звука) существует c весны 1999 года и первоначально был задуман как творческая лаборатория для музыкантов, экспериментирующих со звуком, для музыкальных групп, не вписывающихся в мэйнстрим. Первые выступления происходили в атмосфере свободного джема, позже площадка превратилась в концертный зал для показов подготовленных программ.

Сергей Бусов придумал название — «Галерея Экспериментального звука». Именно в 21-й квартире Ирина Актуганова и Сергей Бусов основали галерею мультимедийного и электронного искусства. После ремонта здания та старая «Галерея 21» перебралась во флигель, акцент сместился с визуальной электроники на экспериментальную музыку, отсюда и новое название – «Галерея экспериментального звука», но номер, счастливый номер 21 – остался.

Прямая речь

Сергей Бусов, куратор музыкального проекта ГЭ3-21 (КЦ «Пушкинская-10»). О современной экспериментальной музыке. Вестник «Пушкинский меридиан». 1999 г. No1

Должен оговориться, что назвать музыкальное явление «экспериментальным» или тем более «авангардным», можно лишь с большой долей условности. Хотя как-то прижился со времен фестивальчика (с подачи Всеволода Гаккеля) термин «другая музыка», другая — в смысле «ни на что не похожая», «нетрадиционная», находящаяся вне рамок всех исторически сложившихся жанров, но эти самые рамки отнюдь не игнорирующая. Так пусть себе и называется «другая», а я возьму на себя смелость только поставить знак равенства. Но не тождества между «другой» и «экспериментальной» музыкой. Ведь в конце концов любой осмысленный звук, включая шум и первоисточник любого звука — молчание, составляют музыку как часть культуры. Каковы же признаки современного экспериментального звука? Их несколько — принципиальная атональность (со времен Шенберга и нововенской школы), тембровый характер (как дающий неограниченные возможности сосредоточиться на самой технике звукоизвлечения), виртуальная или шумовая (как дающая возможность цитирования, полистилистики или коллажа разнородных пластов) сильное импровизационное начало, фольклорная полисимантика и подчеркнутое включение поп-культуры… Надо ли продолжать? По мне — лучше один раз услышать.

Одним из ярчайших представителей всегда «новой музыки» был и остается замечательный трубач и композитор Вячеслав Гайворонский. Еще в 1980-е дуэт Гайворонского с Владимиром Волковым был украшением любого джазового фестиваля. Он переиграл во многих free-jazz составах с известными европейскими и американскими музыкантами этого направления. В последние несколько лет основной проект Гайворонского — дуэт с аккордеонисткой Эвелиной Петровой. В их музыке ощущается сильное влияние настоящего, глубинного русского фольклора в сочетании с современной камерной струей и free-jazz. Ученик и многолетний партнер Гайворонского В. Волков тоже широко известен как у нас в России, так и в Европе. Неизменный участник многочисленных фестивалей, он играет также в Ансамбле старинной музыки и много гастролирует. Основной для него проект на сегодня — «Волков-Трио»(doublebuss, guitar, drums). Их музыка чрезвычайно эклектична и экспрессивна, наполнена аллюзиями и скрытыми цитатами. Коктейль из фри-джаза, рока, этники подается с высочайшим мастерством, драйвом и мощным энергетическим зарядом. Особенно интересны их сессии с лидером очень популярной в России группы «АукцЫон» Леонидом Федоровым.

Интересно выглядит возглавляемая саксофонистом Николаем Рубановым группа «Союз Коммерческого Авангарда». Н. Рубанов чуть ли не единственный саксофонист в Петербурге, владеющий современной техникой игры на саксофоне. У нас он более всего известен как участник популярной рок группы «АукцЫон». Его очень часто приглашают как Star-guest в рок и импровизационные проекты. Высокотехничные музыканты «СКА» хорошо чувствуют друг друга (саксофоны, туба, бас-гитара, гитара, ударные, вокал, тромбон). Концертные программы «СКА» варьируются в зависимости от площадки, на которой они выступают. Например, выступая в ГЭ3-21, музыканты гораздо больше экспериментируют с шумовыми и изысканными звуковыми пластами, а, играя в клубе «Молоко», они демонстрируют ритмически жестко организованную музыку, под которую вполне можно танцевать. В их музыке можно обнаружить слияние самых различных стилей: фри-джаза, рока, фьюжн, пост-панк, блюз, регги. Этот великолепный эклектический компот подается с отменным драйвом и прекрасным чувством юмора. Довольно интересна Krazy Crop, играющая в стиле, близком к фьюжн. Душой группы является Олег Шевкунов, в прошлом — участник фри-джазового трио ZET. В их композициях присутствуют неожиданные моменты, когда музыка вдруг как бы разваливается, появляются шумы и диссонирующие звуковые сочетания, которые очень украшают их музыку. Команда, к сожалению, выступает довольно редко, так как Олег большую часть времени занят в знаменитом «Аквариуме».
Наверное, наиболее уникальным явлением питерской экспериментальной сцены можно назвать группу «ЗГА», основанную еще в 1984 году Николаем Судником. Своеобразие и оригинальность звучания определяется в первую очередь необычными источниками звука. Конструкции из металлических листов, пружин, струн, подзвученные пьезодатчиками, создают уникальный мир тембров, свойственных лишь для «ЗГА». Но самостийные источники — не самоцель для Николая Судника, а средство воплощения интересных композиционных идей. Звуковые ландшафты непрерывно меняются, перетекая из одного в другой. Погрузившись в симфоническую звуковую воронку, полную глобализма и патетизма, слушатель вдруг оказывается в болоте, населенном меланхолическими монстрами, издающими мерзкие квакающие звуки, которые затем вдруг преобразуются в какой-то залихватский танец. Стиль группы парадоксален, в нем присутствуют элементы самых различных музыкальных направлений: noise, industrial, post-punk, ambient и пр., — все это с изрядной долей юмора. Н. Судник включен в изданную в Нью-Йорке энциклопедию «Experimental musik instruments» и предпочитает концертным выступлениям работу в домашней студии. В последнем проекте «ЗГА» участвуют лидер женской команды «Бабслей» Екатерина Федорова и тромбонист Рамиль Шамсутдинов. Другой проект Н. Судника — дуэт с Александром Лебедевым-Фронтовым «Ветрофония». По стилю — это industrial noise. Для публики — это мультимедийный проект с видео и живым звуком. Индустриальный лязг и грохот генерируется из индустриальных конструкций без использования типичных для этого направления синтезаторов и самплеров. Лебедев-Фронтов — корифей питерского nois’а, организовал в 1995 году марку «Ультра», выпускающую кассеты с экстремальной шумовой музыкой. Среди них — более 30 релизов.
Открытием 1999 года можно считать группу Bardoseneticcube. Работая в стиле экспрессивного электронного noise-industrial-ambient, музыканты создают очень сложный и насыщенный звуковой массив. В октябре 1999 года в ГЭ3-21 состоялось их первое выступление, до этого почти четыре года музыканты работали в домашних условиях. Довольно агрессивный, бескомпромиссный звук группы сразу отталкивает часть публики. Но тех, кто внимательно слушают, звук, создаваемый музыкантами, завораживает, гипнотизирует и доставляет истинное удовольствие. Приятно, что при использовании современных технологий группе удается избежать навязчивых штампов, присущих им. Экспериментирующих музыкантов в Петербурге не так много. Хочу отдать должное, хотя бы упомянув еще несколько групп, не вдаваясь в подробности их работ. Музыкальный театр «Академия тишины», «Оле-Лукойе». Zaubertote, «Бастонада», «Тоталитарная музыкальная секта», «Талонов Нет», «Злой поп», Porche Nap, Reductio ad Absurdum, «Достоевский Идиот», «Федор Сволочь», Grand viniolles, Zelany Rushoho, Tenzor, ORRIK, Petr and Pavel, Damask и так далее… Всем им, идущим по зыбкому пути эксперимента, я желаю открытий.

Контакты