(1 июля 1962 ‒ 11 сентября 2012)
художник-абстракционист
(1 июля 1962 ‒ 11 сентября 2012)
художник-абстракционист

Коротко

Алексей Валентинович Чистяков — абстракционист, экспериментатор, использовал разные техники, преимущественно живописец. Входил в Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), участник ленинградских неофициальных выставок 1982‒1985 годов. Один из первых обитателей будущей «Пушкинской-10» и свидетель той, ещё сквотской, жизни.

Из интервью Ю. Трошковой («Арт-центр “Пушкинская-10” — Параллелошар. 1989‒2009 гг.», СПб., 2010):

«В 1989 году я искал мастерскую. Мой друг Юра Гуров меня сюда привёл. Здесь сдавались квартиры за 20 рублей в месяц. Въехал, сделал ремонт. Здесь я с самого начала, пришёл где-то в мае 1989 года. В списке квартиросъёмщиков я был двадцать первым. Квартира № 48. <…>

“Пушкинская-10” — это родной дом. Пережили много проблем. Зимы были холодные. Люди жили в тяжёлых условиях. Вот за что я люблю наш нонконформистский народ “П-10”, так это за то, что они не падают духом. <…> Здесь у меня появилась первая мастерская, началась самостоятельная, творческая жизнь. Было весело: пили водочку, в золе пекли картошку — вообще красота. Деревенская жизнь в центре города. Блокадная жизнь в чистом виде: стояли буржуйки, люди жгли ненужную мебель».

Член Товарищества «Свободная культура» с 1993 года. Работал в мастерской на Пушкинской, 10, до смерти.

Согласно исследованиям Музея нонконформистского искусства и арт-центра, в период между 1998 и 2012 годом включительно какое-то время занимал пространство 203-Д, где сегодня находится галерея «Рабочий стол», и мастерскую, где теперь трудится художник Дмитрий Жеравов (смотрите «Карту памяти»).

 

Алексей Чистяков в мастерской 203-Д. Фото сделано не позднее 2010 года

Галерея

 

О Чистякове как художнике

Ленинградец, учился в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова, Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха и Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица соответственно). Был членом Союза художников, секция монументальной живописи. Автор ряда проектов, «состоящих из серий живописных полотен, где основную роль играют фактура и нюансы цветовых отношений. Аскетичен, лаконичен, красив».

По изданию: Арт-центр “Пушкинская-10” — Параллелошар. 1989‒2009 гг. / Сост. С. Ковальский, Е. Орлов, Ю. Рыбаков; Музей нонконформистского искусства. — СПб.: ДЕАН, 2010. — 800 с.: ил.

 

«Основным в искусстве для меня является состояние, которое передаёт объект искусства, в частности — картина. Энергетика, которая переходит из космоса через художника зрителю в мир».

(Товарищество Свободной Культуры: Картины последнего периода из Санкт-Петербурга, России / The Brotherhood of Free Culture: Recent Art from St. Petersburg, Russia. Richmond, University of Richmond Museums, 2002. 73 p. С каталогом можно познакомиться здесь.)

О себе и о «Пушкинской-10»

Интервью Ю. Трошковой («Арт-центр “Пушкинская-10” — Параллелошар. 1989‒2009 гг.», СПб., 2010)

Ю. Т.: Алексей, скажи, пожалуйста, что тобой движет, что вдохновляет, когда ты создаёшь свои работы?

А. Чистяков: Одним из главных источников вдохновения является хорошая работа коллеги. Я искренне радуюсь. Это очень вдохновляет, мне хочется работать.

В этой жизни я художник. Деньги меня не интересуют, это просто средство. Дайте мне много денег, и я получше построю себе дом, сделаю большую мастерскую, но буду заниматься абсолютно тем же — живописью. Мне даже холст нравится натягивать самому.

Живопись как вид искусства я выбрал намеренно, по той причине, что она никому не мешает, не отнимает места в пространстве. Хочешь — не вешай на стену.

Ю. Т.: Работа над картиной для тебя — это импровизация, то есть ты не предполагаешь конечный её результат, всё происходит интуитивно, спонтанно, эмоционально? Или же работа над картиной является поэтапным процессом: сначала замысел, идея; эскизы, поиск композиции… — то есть академический подход?

А. Ч.: И так, и так. Эскизы присутствуют, причём их немерено. Пачки эскизов. Причём они не всегда конкретные. Вот пришла идея, тема — движения… Достаточно реалистично делаю это. Эскизный материал нарабатывается в графике, преимущественно в карандаше. Делаю эскизы в одну десятую формата. Иногда в цвете. В импровизациях тоже есть своя прелесть.

Ю. Т.: Что послужило началом творческой деятельности — школа, институт?

А. Ч.: ЛХУ им. В. А. Серова (ныне — им. Н. К. Рериха) — основа моего академического образования. В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной учился на текстиле. Поступал туда, потому что считал текстиль максимально близким к плоскостной и абстрактной живописи.

Ю. Т.: С чего же начинается художник Алексей Чистяков?

А. Ч.: С увлечения цветом и творчеством таких художников, как П. Филонов, В. Кандинский и М. Шагал. Каждый художник на разной стадии развития испытывает массу влияний различных художников.

У меня есть картина, которую я писал двадцать с лишним лет. Это была абсолютно реалистическая картина. От реализма, от старых мастеров (Рубенса) остались собачки, и то здесь они уплощённые; где-то остался виден объём, фактура. Дальше всё это ушло в кубизм и поиски цвета. На картине видно юношеское восприятие мира: скрипач, к нему идёт священник, за ним как бы Муза… А дальше — восприятие мира усложняется, усложняется соответственно и его передача, в результате чего получается абстрактное искусство.

Ю. Т.: Что тебе дало академическое образование?

А. Ч.: Безусловно, основу. Реставрация дала толчок к пониманию и чувствованию материала.

Мне показали, как работали старые мастера, какие существуют в мире грунты, техники, научили правильно грунтовать, натягивать хосты.

В какой-то период реставрация была и «куском хлеба».

Ю. Т.: Были ли в твоей жизни встречи (люди, события), которые повлияли коренным образом на твою творческую судьбу? Были ли и есть ли такие встречи в доме на «Пушкинской-10»?

А. Ч.: Нет, на «Пушкинской-10» не было. Даниил Андреев посредством книги («Роза Мира») повлиял в своё время на внутреннюю философию, восприятие мира. За эту книгу давали пять лет в то время. Мы распечатывали подпольно. Кроме того, повлияли занятие йогой <так в книге. — Арт-центр>.

Ю. Т.: Как и при каких обстоятельствах ты попал в Арт-центр «Пушкинская-10»?

А. Ч.: В 1989 году я искал мастерскую. Мой друг Юра Гуров меня сюда привёл. Здесь сдавались квартиры за 20 рублей в месяц. Въехал, сделал ремонт. Здесь я с самого начала, пришёл где-то в мае 1989 года. В списке квартиросъёмщиков я был двадцать первым. Квартира № 48.

Ю. Т.: Что для тебя значит Арт-центр «Пушкинская-10»?

А. Ч.: «Пушкинская-10» — это родной дом. Пережили много проблем. Зимы были холодные. Люди жили в тяжёлых условиях. Вот за что я люблю наш нонконформистский народ «П-10», так это за то, что они не падают духом.

На старой «Пушкинской» была интересная жизнь, совершенно новая для меня. Здесь у меня появилась первая мастерская, началась самостоятельная, творческая жизнь. Было весело: пили водочку, в золе пекли картошку — вообще красота. Деревенская жизнь в центре города. Блокадная жизнь в чистом виде: стояли буржуйки, люди жгли ненужную мебель.

Ю. Т.: Твоя основная техника, в которой ты работаешь?

А. Ч.: В 1991‒1992 годах, после того, как я какое-то время проработал в Германии и сделал три выставки, я понял, что нужно создавать свой изобразительный язык. Моё авторское изобретение — «двойной холст»: это когда на холст наносится краска, потом накладывается мешковина и далее идёт письмо. Краска, высыхая, приклеивает мешковину.

Ю. Т.: Предполагаются ли после этого поиски нового? Есть ли желание (потребность) что-то менять, пробовать что-то другое?

А. Ч.: Параллельно какие-то эксперименты ведутся, мне это всегда интересно.

Ю. Т.: С твоей точки зрения, то, что ты делаешь, является новым авторским словом в искусстве?

А. Ч.: Авторским словом, несомненно. Философия картины, описанная М. Хайдеггером, а также сама техника, материалы, которые я использую, являются новыми. Например, я сам варю определённые олифы.

Ю. Т.: В одном из интервью ты определил живопись как «культуру касания». Не мог бы ты пояснить этот термин?

А. Ч.: «Культура касания» — это когда один элемент на плоскости соприкасается с другим. Качество этого касания и определяет качество живописи.

Ю. Т.: Считаешь ли ты себя сложившимся художником, нашедшим свои жанр, технику, тему в искусстве? Или ты всё ещё склонен к творческому эксперименту и поиску?

А. Ч.: Сложно сказать. Хороший художник всегда развивается как личность, философ. Я стараюсь параллельно с этим экспериментировать различными формами, техниками и материалами.

Ю. Т.: Считаешь ли ты своё творчество актуальным и востребованным на сегодняшний день?

А. Ч.: Актуальной должна быть статья в газете. Живописец же работает на «вечность».

(Книга целиком доступна на сайте МНИ+.)

Публикации

Официальный сайт — https://www.alexeychistyakov.com/.

Материалы, связанные с художником, на сайте Музея нонконформистского искусства по ссылке.

Память

Алексей Чистяков — один из героев экспозиции «История свободы» в корпусе B. Можно увидеть портрет художника и прочитать его слова между третьим и четвёртым этажами.