Биография
Родился в 1947 году в Москве.
Закончил спец. музыкальную школу и Ленинградскую Консерваторию, где обучался композиции и игре на трубе (1959-1970 гг.). В Консерватории увлекся джазом и современной импровизационной музыкой. Собирает различные составы, где является инициатором композиторских идей и исполнителем. Выступает на фестивалях и концертах. Композиторскими пробами явились 1-актная опера «Свадебка», Симфония, струнный квартет.
В 1978 году заканчивает медицинский институт и становится хирургом, одновременно работая в театре Музыкальной Комедии. Создает свой оркестр, для которого пишет музыку и делает аранжировки джазовых стандартов.
С 1978 года Вячеслав Гайворонский регулярно принимает участие в Симпозиумах «Новой музыки» в Новосибирске (Western Siberia), где играет в различных составах, предлагая слушателям свои композиции и делясь с ними своими идеями о развитии ладовых и гармонических систем и переосмыслением этих систем в плане фольклорной и классической музыки. Отмечен различными премиями, дипломами на симпозиумах, фестивалях и конкурсах, проводившихся в СССР.
С 1979 года его постоянным музыкальным партнером становится контрабасист В. Волков. 15 лет совместной игры произвели на свет 20 программ, с которыми музыканты объездили весь мир. Творческий диапазон — от индийских раг до джаз. стандартов, от алеоторических композиций до бибопа, немало элементов fri-джаза, но основа — это импровизация при разнообразии форм и стилей. Дуэт являлся частым участником различных зарубежных концертов, фестивалей и совместных международных акций. Трижды дуэт был в U.S., где с успехом выступил на джаз фестивалях и концертах в городах Бермингтон, Сиетл, Такома, Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон, Портленд, Алентаун. Всесоюзные опросы джазовых критиков в СССР назвали Гайворонского лучшим джазовым музыкантом страны. Международное признание дуэт получил в 1989 году в Цюрихе на фестивале советского авангарда, где десятиминутные авации зрителей не отпускали музыкантов со сцены.
Гайворонский серьезно занимается изучением различных ладовых систем в фольклорной музыке. На этой основе пишет трактат «У ворот Храма», где рассказывает о едином принципе образования интонации, лада, гармонии как об универсальном мировом законе. Его композиции изобилуют материалом, построенном на японском, индийском, русском национальном фольклоре.
В Лондоне на Leo Rec. выходит CD “Jazz Raga” (1987 год), в Цюрихе — “Russian songs” CD (1989 г.). Три CD — в России. Один из них -“Yankee Doodle travels” (1994 год), где композитор путешествует по странам и стилям, пытаясь проникнуть в корневую систему фольклора. Наряду с этим Вячеслав Гайворонский пишет музыку для фортепиано — цикл пьес «Шагал», 24 прелюдии и фуги, пьесы для смешанных составов, симфонические произведения «Закат Европы» и «Степной волк», занимается транскрипциями классических произведений Баха, Моцарта. Распадается дуэт Гайворонский — Волков, но на базе театральной Академии в Санкт-Петербурге специально для идей Гайворонского был создан экспериментальный курс «театра музыкальных импровизаций», в основе которого лежал все тат же единый принцип гармонии трех основных компонентов: движения, речи и музыки. Этот курс просуществовал 2 года и в связи с экономическим кризисом был распущен, но в его рамках Гайворонский в 1995 г. создал квинтет, просуществовавший 3 года. За это время была проделана грандиозная работа транскрипции Партиты и Хоральной прелюдии Баха, 3-х песен Боттьегари и музыкально озвученные древние тексты из «Голубин.книги» для очень странного состава с неожиданными французскими и китайскими текстами. Часть этой программы была записана на CD “Postfactum”, 1998 г. 1996 год: Вячеслав Гайворонский делает сольную работу (как трубач и композитор) и записывает ее на CD (инициатор и продюсер CD — С. Курехин); издает «Школу для трубы», где излагает свои основные принципы звукообразования в процессе обучения игре на трубе.
Выходит сборник детских пьес для фортепиано «Детский альбом». Это — дуэтная работа, где Гайворонский трудится совместно с художником Сергеем Волковым. Наряду с этим Вячеслав Гайворонский пишет музыку для театра, кино, радио. Им написана музыка к 5 фильмам: «Последний Вальс» (реж. С. Проскурнина) получил гран-при на международном кинофестивале в Локарне (Швейцария) в 1992 году, фильм Эйзенштейна-Ковалова «Мексиканская фантазия», сделан ряд передач на христианском радио об отце Ал.Мене, о святом Франциске Асизском. С 1997 года работает в дуэте с аккордионисткой Evelin Petrova (вначале — студенткой курса, затем — музыкантом квинтета, чутким и тонким партнером). Дуэт успешно концертирует по России и странам Европы (фестиваль в Будапеште, Вене, Лондоне, Финляндии, ряд концертов в Германии и Голландии), имеет три программы, две из которых записаны на CD. Один CD вышел в Лондоне -“Chonyi together” в 1998 году. Опять же, как и в дуэте с В. Волковым, Г.В. здесь безусловный лидер, композитор и генератор идей. В октябре 1998 года на конкурсе в Италии дуэт получил специальный приз за оригинальность композиций. По опросам джазовых критиков в 1999 году в Москве Evelin Petrova — лауреат в номинации «надежда года».
Кроме того, записаны также 2 CD — «Неприютные песни» (опять же, на материале русского фольклора, но решенные абсолютно свежо и неожиданно).
Дискография
Document. New Music from Russia: the 80’s. CD 1. (Англия, Leo Records, 1989)
Вячеслав Гайворонский / Владимир Волков. «Русские песни». (СССР, Мелодия, 1990)
Вячеслав Гайворонский / Владимир Волков. «Yankee Doodle Travels». (Россия, SoLyd Records, 1994)
«Vyacheslav Guyvoronsky FOR Sergei Kuryokhin». (Россия, Long Arms Records, 1997)
Orion Cup. The Last Sounds from The Last Cup. (Россия, Long Arms Records, 1998)
Вячеслав Гайворонский / Эвелина Петрова. «Chonyi Together». (Англия, Leo Records, 1998)
Vyacheslav Gayvoronsky Quintet. «Postfactum». (Россия, SoLyd Records, 1999)
Golden Years of the Soviet New Jazz, Vol. 1, CD 1 Guyvoronsky / Volkov. (Англия, Leo Records, 2001)
Вячеслав Гайворонский / Эвелина Петрова. «Неприютные песни». (Россия, SoLyd Records, 2001)
Вячеслав Гайворонский / Трикса Арнольд / Илья Комаров. «GOOD MORNING, DEAR…». (Россия, Pushkinskaya, 10, 2003)
Вячеслав Гайворонский / Андрей Кондаков, Владимир Волков, Владимир Тарасов. «Ceremony». (Россия, Outline Records, 2004)
Николай Судник / Вячеслав Гайворонский. «Delikatessen». (Россия, Long Arms Records, 2005)
Вячеслав Гайворонский / Андрей Кондаков / Владимир Волков. «Рождественский Концерт». (Россия, Bomba-Piter / Outline Records, 2007)
Владимир Тарасов / Вячеслав Гайворонский / Андрей Кондаков / Владимир Волков. «Ceremony 2». (Россия, Outline Records, 2008)
«Caprichos». (Англия, Leo Records, 2008)
Вячеслав Гайворонский / Андрей Кондаков / Владимир Волков. «In Search Of A Standard». (Англия, Leo Records, 2009)
Андрей Кондаков / Вячеслав Гайворонский / Владимир Волков / Владимир Тарасов. «Ceremony 3». (Россия, Outline Records, 2010)
Вячеслав Гайворонский / Moscow Contemporary Music Ensemble. «Christmas Concert». (Россия, Fancymusic, 2013)
Vyacheslav Gayvoronsky. «Pieces for string trio and trumpet». (Англия, Leo Records, 2010)
Vyacheslav Gaivoronsky / Alexander Ragazanov. «Revelation». (Россия, Bomba-Piter inc., 2010)
V. Guyvoronsky, N. Ahsan, D. Kucherov. «Around Silence». (Англия, Leo Records, 2013)
Борис Гребенщиков / Вячеслав Гайворонский. «Dodecameron». (Россия, Свободная культура, 2013)
Вячеслав Гайворонский / Андрей Кондаков / Владимир Волков. «Русские романсы. Посвящение Даргомыжскому». (Россия, АртБит, 2013)
Vyacheslav Guyvoronsky — String Quartet (Россия, FANCYMUSIC, 2014)
Прямая речь
Из интервью для сборника «Параллелошар», 2007 год.
Скажи, пожалуйста, с какого года ты на «Пушкинской-10»?
Когда вы приютили меня. Когда поняли, что Славе надо помочь.
Надо сказать спасибо нашему с тобой другу Алику Кану. Это он сообщил мне об этом сразу после капитального ремонта нашего дома, то есть 10 лет назад.
Я всегда ценил и ценю это человеческое отношение. Вы протянули мне руку, безвозмездно, подчеркиваю. А это основа нашего сотрудничества, как и любого вида творчества. Часто бывает в нашей среде: дружба дружбой, а дела и поддержка врозь. Здесь все было по-другому. Для меня это очень важно.
Расскажи, пожалуйста, что происходило в твоей творческой жизни после 2001 года. До этого кто-то уже изложил основные вехи твоей музыкальной деятельности, и ты мне этот текст уже передал.
«Страсти по Матфею». Очень интересная для меня работа. Краем уха я слышал даже запись, по-моему, не очень удачную. Но там участвовали все композиторы Москвы и Санкт-Петербурга, кто занимается современной музыкой. Я писал речитативы. Пел Сережа Старостин. В исполнении участвовали Таня Гринденко, ансамбль Пекарского, огромное количество исполнителей, из тех, кто понимает современную музыку.
Я помню, как ты собирался создать оркестр импровизационной музыки.
Да, было много разговоров с людьми, которые разделяли и переживали со мной эту идею, как говорил Ленин: «Дайте мне профессиональных революционеров, и я переверну мир». И я верю, что если мне дать профессиональных музыкантов, то оркестр состоится. Но увы, только если иметь средства для этого. Меня подкрепили надеждой, и я начал отбирать студентов консерватории. Но дотация не состоялась, и все как-то заглохло.В России вообще нет оркестра, который играл бы современную музыку, как, например, Vienna Art Orchestra или Лондонский оркестр современных композиторов, или ряд американских составов, которые часто создаются под какую-либо акцию, но это деньги … Я к этому готов, а вот экономическая сторона подкачала.
То есть практически ты выступаешь с этим трио?
Да. И записываю пластинки. Вот «Capriccios» вышла в Лондоне на «Leo records» в 2008 году, кстати, с твоей картинкой на обложке. В 2007-м мы записали Рождественский концерт. Потом с Володей Тарасовым в квартете «CEREMONY 2».
Оформление CD Александра Менуса.
Недавно записал CD «Интервенция». Наверное опять «Leo Records» издаст. И это благодаря тому, что деньги дала директор галереи «Baulpthaus». Я мог бы собрать и большие составы музыкантов, но мне неудобно не платить им. Хотя многие говорят, что ради идеи можно было бы и записаться, но все же это большая работа, в том числе и организационно-подготовительная, которая тоже требует денег.
Слава, но ведь кроме таких студийных записей, ты как композитор, вероятно, все равно создаешь музыку, работая с компьютером?
Конечно. Рождественскую ораторию написал год назад. Но не слышал ее. Для исполнения нужны большие составы музыкантов, каждый из которых должен привыкать к новому, не очень известному композитору, его нестандартному мышлению и даже к непривычному способу записи нот…
В общем с тобой, Слава, надо сотрудничать миллионерам…
Да, было бы неплохо …
И все-таки я не чувствую в твоем голосе пессимистических нот.
Их нет. Пишется, пока пишется, и это уже хорошо.
Случался ли у тебя на «Пушкинской-10» какой-нибудь интересный или смешной эпизод?
Да, но не знаю, насколько он веселый. Но это чистая правда. Есть свидетель, Коля Медведев, а он очень рациональный человек. Смотрю я как-то на настенные часы и думаю про себя: какой же я чудак… на букву «м», все время делаю одни и те же глупости, и стрелки начинают идти в обратную сторону. Пять минут, десять… Дело было летом. Окно открыто во двор. Напротив тоже открытое окно, где в своем кабинете сидит Коля. Я кричу ему: «Коля, иди скорее сюда, смотри часы идут в другую сторону!» Коля приходит и видит это своими глазами: «Свят, свят, свят!» А часы прокрутили время назад минут на 40, а потом опять сами пошли вперед.
Значит, ты теперь моложе своего возраста на 40 минут. Они у тебя в запасе.
Интервью взял Сергей Ковальский
Творческая деятельность
2020 — Выступление на выставке В. Гаврильчика «Ars Longa Vita Brevis», Большой зал МНИ, Пушкинская-10, Санкт-Петербург
2020 — Музыкальный фестиваль в музее Анны Ахматовой «Бродский DRIVE», Санкт-Петербург