Биография
Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. В 1974 году окончил факультет прикладной математики — процессов управления Ленинградского государственного университета. В июле 1972 года совместно с Анатолием Гуницким создал группу «Аквариум». Первое выступление Бориса Гребенщикова состоялось весной 1973 года, а «Аквариум» дебютировал в ноябре 1974 года.
Известность и группе, и ее лидеру принесло выступление на рок-фестивале в Тбилиси в 1980 году. С момента открытия Ленинградского рок-клуба Гребенщиков принимал самое активное участие в его деятельности.
В середине 1980-х годов, с приходом эпохи гласности и перестройки, группа вышла из «подпольного» состояния и начала насыщенную концертную деятельность, стали широко выходить альбомы и пластинки.
Песни «Аквариум» звучали в фильмах «Асса», «Милый, дорогой, любимый, единственный», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Нежный возраст». Сам Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана-2». Автор музыки песен на стихи Гумилева к спектаклю Р.Виктюка «Лжец» по Гольдони.
Борис Гребенщиков написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило». 22 мая 2005 — начал карьеру радиоведущего и ведёт почти часовую авторскую программу «Аэростатика» на «Радио России».
Обладатель Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 ноября 2003) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. Лауреат Царскосельской художественной премии. Лауреат премии «Триумф».
Дискография
Деление на категории — в соответствии с классификацией Бориса Гребенщикова
«Доисторические» альбомы БГ и «Аквариума»
- 1974 — Искушение Святого Аквариума (Борис и Джордж)
- 1974 — Менуэт земледельцу (Аквариум) Запись утеряна
- 1975 — Притчи графа Диффузора (Аквариум)
- 1976 — С той стороны зеркального стекла (БГ)
- 1978 — Все братья — сёстры (Борис и Майк)
«Исторические» студийные и концертные альбомы «Аквариума»
- 1981 — Синий альбом
- 1981 — Треугольник
- 1981 — Электричество
- 1982 — Акустика
- 1982 — Табу
- 1983 — Радио Африка
- 1984 — Ихтиология
- 1984 — День Серебра
- 1986 — Дети Декабря
- 1986 — Десять стрел
- 1988 — Равноденствие (первый альбом, записанный в 1987 году на фирме «Мелодия» и выпущенный официально)
- 1990 — Чёрная роза…(музыка к одноименному фильму, записана в 1988—1989 гг)
- 1992 — Архив (закончен весной 1991)
- 2007 — Феодализм (записи конца восьмидесятых годов, доработанные в 2007)
- 2010 — Наша жизнь с точки зрения деревьев (записи конца восьмидесятых годов)
- 2010 — Записки о Флоре и Фауне (запись 1982 года)
- 2012 — Сроки и цены (запись 1983 года)
- 2012 — Тайная история пчеловодства
«Аквариум 2.0»
- 1993 — Библиотека Вавилона
- 1993 — Любимые песни Рамзеса IV
- 1994 — Пески Петербурга
- 1994 — Кострома mon amour
- 1995 — Навигатор
- 1996 — Снежный лев
- 1997 — Гиперборея
«Аквариум 3.0»
- 1999 — Ψ
- 2000 — Территория
- 2002 — Сестра Хаос
- 2003 — Песни рыбака
- 2005 — ZOOM ZOOM ZOOM
- 2006 — Беспечный русский бродяга
- 2008 — Лошадь белая
- 2009 — Пушкинская, 10
- 2010 — День радости
- 2011 — Архангельск
- 2012 — Воздухоплавание в компании сфинксов
- 2013 — Аквариум +
«Аквариум 4.0»
- 2016 — Песни Нелюбимых EP
- 2017 — Двери Травы EP
Сольная дискография
- 1989 — Radio Silence
- 1992 — Русский альбом
- 1994 — Песни Александра Вертинского
- 1996 — Чубчик
- 1996 — Radio London (записи 1990/1991)
- 1997 — Лилит
- 1999 — Песни Булата Окуджавы
- 2004 — Без слов (инструментальный альбом, записанный в начале 1990-х, в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы)
- 2014 — Соль
Пресса
Борис Гребенщиков. Правила Жизни.
Борис Гребенщиков: Когда мы постигаем музыку других культур, мы становимся богаче.
RFI. Борис Гребенщиков: «Я хочу разучиться быть музыкантом».
СНОБ. Борис Гребенщиков: Любое мое слово, сказанное зря, забирает у песен их силу.
Лента.Ру Борис Гребенщиков о бунтарях, панк-роке, хаосе и встречах с политиками.
СПб Собака.ру Борис Гребенщиков: «Не считаться с миром глупо, подстраиваться под него – себе дороже».
Видео
Прямая речь
Из интервью для сборника «Параллелошар», 2010 год.
Считаете ли Вы концерт по случаю 20-летия «Пушкинской-10» особенным в Вашей жизни?
Давайте скажу пошлость — любой концерт особенный. Потому что как только два концерта будут одинаковыми — сразу можно вешать шляпу на крючок и уходить на пенсию.
Есть ли песни, которые были написаны на «Пушкинской-10»?
Да, на «Пушкинской-10» были записаны в той и ли иной форме все альбомы «Аквариума», начиная с 1992 года, поэтому все наше творчество за последние 16 лет проистекает с «Пушкинской-10», скажем, растет на почве «Пушкинской-10».
Отражались ли в Вашем творчестве происходившие в арт-центре события?
Так это естественным образом отражается, потому что вибрации тех людей, которые тут чем-то занимаются, действуют на нас, мы действуем на них.
Как Вы оказались на «Пушкинской-10»?
Меня позвал Юра Шевчук, он сказал: «Нам дали бесплатную квартиру и вам дадут». Я говорю: «Не может быть, нам никто никогда ничего не давал бесплатно». Он сказал: «Попробуй». Я пришел, и нам дали. В 1992 году.
Тот период, 1992–1994-е годы, был достаточно сложным для арт-центра. Как Вы вспоминаете его? Многие говорят, что Вы внесли огромный вклад в то, что центр тогда выжил и продолжил свою деятельность.
Я думаю, что кто-то, возможно, преследует свои тайные цели, говоря это, потому что я не могу себе представить никакого вклада, который мы могли бы внести, кроме того, что мы тут ходили и пугали всех своими громкими звуками.
Интересные случаи, происходившие с Вами здесь, на «Пушкинской», можете вспомнить?
Ну как? Вся жизнь — интересный случай, не прекращающийся. Или Вас интересуют привидения или какие-то другие галлюцинации? Все было. Все было интересно, весело и насыщенно.
Вы много времени проводите здесь, на «Пушкинской», находясь в Санкт-Петербурге?
Не было ни одного дня, может быть два-три, за последние 16 лет, когда я тут не был, за исключением гастролей. Когда я в России, я здесь каждый день.
Какое значение имеет для Вас «Пушкинская-10»?
Если быть серьезным, то это действительно первое место, которое нам дали просто так, за музыку. Наверное, мы могли бы пойти куда-нибудь к имеющим власть и сказать, коль мы такие-сякие, то дайте нам за это. Но как-то не хочется этого делать, потому что здесь нам работается хорошо. Есть такое понятие — свое место, вот оно свое. В немалой степени благодаря Николаю. Начну издалека. В городе Честере в Великобритании, маленький городок, там есть один чудесный уголок, который я очень люблю. Там маленькие дворики, переходики, мастерские, выставочки — все занимает метров двести, и мне всегда он очень нравился. Для меня «Пушкинская» сравнима с этим местом; есть определенная магия из-за того, что здесь все-таки ну нет чужих. А это великое дело. Это такое исполнение, грех не нести, когда ты ходишь среди людей, которые в той или иной степени тебе сродни. Пока это каким-то чудом еще продолжается, я очень благодарен Богу за то, что это происходит, — Богу и всем людям, которые с Божьего соизволения всему этому содействуют и поддерживают это. На самом деле. Исполнение мечты, когда в одном месте собираются люди, которые все-таки что-то хотят сделать и могут, и это очень приятное окружение.
Как Вы считаете, какое значение имеет негосударственный арт-центр «Пушкинская-10» для России и для Санкт-Петербурга в частности?
Я думаю, оно должно восприниматься всеми как Эдемский сад, из которого пока все мы еще не выгнаны. Я не шучу, это для культуры России очень хорошая модель, потому что это, хоть и маленькое, но место, где люди занимаются тем, что они делают не за деньги и находятся здесь не за деньги, а потому что так получилось. Если бы хотя бы пять процентов русской культуры существовало в таком же окружении, я клянусь, с культурой было бы значительно лучше.
А государство должно поддерживать культуру?
Если государство не поддерживает культуру, то культура идет на откуп довольно борзым продавцам, и тогда, когда культура существует только продаваясь-покупаясь, она перестает функционировать, и государство начинает гнить. Без культуры государства не существует.
Интересно услышать от Вас несколько слов об индийской культуре и о буддизме.
Я вообще считаю, что на «Пушкинской» нужно было бы создать отделение индийской культуры, кстати. Об индийской культуре я могу сказать, наверно, одну вещь. Индийская культура в мировом масштабе важна одним фактом: тем, что эта культура существует не прерываясь на территории Индии, без пауз, без каких-то сломов, на протяжении приблизительно 5000 лет. Это уникально, потому что больше такого мы не знаем, потому что даже индейцы эмигрировали, переплывали из Китая в Тибет, из Тибета в Южную Америку и наоборот, а Индия всегда оставалась, потому что Индия имеет особое географическое положение: Индийский континент сверху перекрыт горами, там есть один перевальчик и все. Поэтому Индию оставили в покое, мусульмане периодически набегали, но как набегали, так и убегали. То есть они что-то там разрушат, пол-Индии, потом Индия опять отстраивается. И получилось так, что Индия единственный пример государства в истории человечества, в истории культуры, которое без особых потерь и без особого внешнего вмешательства существует на протяжении как минимум 5000 лет, а может быть и больше. Это показывает, как много культура может сделать, потому что Индия — страна в общем уникальная тем, что там насилие очень редко используется в качестве довода. Хоть сейчас мы и наслышаны о том, что там столкновения мусульман и индусов. Сами индусы говорят, что, ребята, этовсе политика, мы в общем-то не воинственны. Они, правда, не воинственны. Это как раз дело культуры, культура привела их к такому состоянию. Если бы больше стран овладело этим принципом, меньше было бы конфликтов и, соответственно, лучше было бы с культурой и с нашей жизнью. Вот ценность Индии в мировом масштабе.
Как Вы представляете себе создание центра индийской культуры здесь, на «Пушкинской»?
Ну, отделеньеце, потому что такой центр должен быть создан все равно усилиями посольства Индии, и работа по этому поводу ведется; но непонятно, когда это случится, потому что много проблем с этим связано.
Почему много проблем?
Потому что горсовет должен выделить здание, это обговорено в условиях между русским правительством и индийским; но в договоре обговорено — это одно дело, а выделить здание — другое. Нашему городскому правительству не очень хочется выделять какое-то здание. Но договор об этом есть, и индийцы ждут терпеливо, когда же все-таки им это здание дадут.
В связи с тем, что 2008 год объявлен Годом России в Индии, Вы принимаете активное участие в посвященных этому мероприятиях?
Я никогда не принимаю активное участие ни в чем, в принципе, по определению, но нас пригласили сыграть несколько концертов в Индии; как раз сегодня мы должны узнать, будет ли это все.
Вы слышали о том, какие мероприятия будут в 2009 году посвящены этому?
Я привлечен к этому так или иначе, я буду пытаться помочь собрать самых лучших музыкантов из Индии, которых нужно будет привезти в Москву и Санкт-Петербург.
Будут ли как-то связаны мероприятия с этим событием и с 20-летием «Пушкинской-10»?
Пока никто этого не обсуждал, потому что связать легко — «Тысячелетие «Пушкинской-10»», я — за.
На этом, пожалуй, и закончим нашу беседу.
Как? А разведение фламинго разве мы не будем обсуждать?
Давайте поговорим.
Надо же. Фламинго на «Пушкинской» на розовых… Можно поставить на крыше «Пушкинской-10» большую смотровую будку, где все время сидел бы дежурный и определял, что происходит в городе… И вообще мы крышу мало используем, я по ней ходил, мне так понравилось. Кресты видел. Я слышал, что они были поставлены здесь Андреем Первозванным…
Как ты считаешь, «Пушкинская-10» — это ковчег?
Конечно. Каждой твари по паре. Эдемский сад, перенесенный на пол ковчега.
Спасибо большое за интересную беседу.
Да, а я пойду еще песни сочинять.
Интервью взял Сергей Ковальский.