Художник
Художник

Биография

Родился 12 сентября 1965 года в городе Льгов, Курской области, детство провел в Пензе. Отец, художник-оформитель по профессии, прививал у сына любовь к творчеству и мечтал, чтобы тот пошел по его стопам.

Но Олег увлекся живописью. В 13 лет, за компанию с другом, который учился в художественной школе, Олег отправился на этюды. Глядя, как приятель лихо орудует кистью, как перемешивает краски, а тепло-пастельный пензенский пейзаж переходит на бумагу, Олег понял, что хочет заниматься живописью. Он поступает в художественную школу и учится там два года, познавая азы рисунка вместе с детьми, гораздо младше его. В 15 лет, окончив среднюю школу, поступает в художественное училище имени К. А. Савицкого города Пензы, на отделение живописи.

По окончанию училища, защитив диплом на «отлично» (дипломная работа Маслова до сих пор находится в музее училища) получает направление на поступление в высшее учебное заведение и приглашение в Суриковский Институт города Москвы.

Но Олег решил ехать учиться только в Ленинград.

В 1984 году Олег Маслов проходит вступительные испытания в ЛГИТМИК, на факультет сценографии, но, познакомившись с представителями неофициального искусства Ленинграда (поэтом Олегом Григорьевым, художниками Бобом Кошелоховым, Тимуром Новиковым, Олегом Котельниковым, композитором Сергеем Курехиным), отказывается от поступления, решив, что самостоятельный путь постижения живописи, вне академического образования. В 1985 году в «Литературном клубе 81», где собирались представители неофициального искусства Ленинграда, Маслов представил свои работы и был принят в члены Товарищества экспериментального искусства, получив возможность участвовать в ежегодных выставках неофициального искусства, проходящих под надзором КГБ.

В 1986 году Олег Маслов вместе с друзьями-художниками Алексеем Козиным и Олегом Зайкой создают группу «Новые дикие», пропагандирующую неоэкспрессионизм в живописи. «Новые дикие» входят в радикальное крыло группы «Новые художники». Олег Маслов и сотоварищи участвует в съемках фильмов «Параллельного кино» (Евгений Кондратьев «Дебил») и раннего «Некрореализма» (Евгений Юфит). В качестве шоу-мена и сценографа Олег Маслов участвует в первых концертах-перформансах группы «Поп-механика» под руководством Сергея Курехина, вместе с музыкантами Борисом Гребенщиковым, Виктором Цоем и др.

В 1986 году в Ленинграде, на улице Чайковского, появляется первый в СССР сквот-клуб «НЧ/ВЧ» («Низкие частоты, высокие частоты»), организованный отставным полковником КГБ Олегом Сумароковым, под эгидой районного комитета комсомола. Здесь, в «НЧ/ВЧ», андеграундные музыканты и художники получают свои полуофициальные студии и мастерские. Олег Маслов и «Новые дикие» первыми из художников занимают мастерскую в этом клубе, в которую приглашают поработать учителя Тимура Новикова и организатора художественной группы «Летопись» (1978 год), Боба Кошелохова. При клубе «НЧ/ВЧ» создается свой выставочно-концертный зал, где художники еженедельно проводят выставки, а музыканты, такие как первая панк-группа СССР «АУ» («Автоматические удовлетворители»), — рок-концерты. В 1989 году клуб прекращает свое существование, группа «Новые дикие» распадается и художник Олег Маслов переезжает на Фонтанку, 145, в мастерскую, в ещё более знаменитый и культовый сквот. Здесь работают художники Георгий Гурьянов, Евгений Козлов, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Иван Мовсесян, здесь же организован танцевальный клуб в СССР, резиденты которого провели первые танцевальные рейвы в Москве «Гагарин-пати 1» и «Гагарин-пати 2».

В 1987 году в известной галерее Gdanski Kantor Sztuki в городе Гданьск (Польша) проходит первая официальная международная выставка группы «Новые дикие», которая широко освещается в польской прессе — «Без ореола. Новая экпрессия в русской живописи». В 1987 году, уезжая на гастроли в Швецию, оркестр Сергея Курехина «Популярная Механика», под видом декораций для своего шоу вывозит картины «Новых художников». В результате в Стокгольме проходят две большие выставки: 1988 год- «Новые художники из Ленинграда», Kulturhuset, Швеция, Стокгольм, 1988 год- «80 талантов Русского Авангарда», Art Atrium, Швеция, Стокгольм. С оркестром Сергея Курехина картины «Новых художников» побывали также на выставках в Лондоне и Берлине:

— 1988 год — «7 независимых художников из Ленинграда», Young Unknown Gallery, Великобритания, Лондон

— 1988 год — «Новые художники», Raab Galerie, Германия, Берлин.

В 1991 году во французском городе Нант организуется большой фестиваль искусств «Les alumiees», на который были приглашены андеграундные художники, рок-музыканты и деятели кино из Ленинграда. Участникам фестиваля было предложено добраться до Нанта двумя способами: самолетом через Париж, которым как представитель городской администрации, вместе с некоторыми критиками и музыкантами, воспользовался будущий президент России Владимир Путин, или на корабле «Профессор Хлюстин» по Балтийскому морю через пролив Скагеррак в Бискайский залив и несколько миль вверх по Луаре. Основная часть романтически настроенных деятелей искусства и культуры (группы «Ноль», «Два самолета», «Колибри», театр «Лицедеи», объединение «Пиратское телевидение», художники Белла Матвеева и Олег Зайка), отправилась в Нант по морю. Именно на корабле «Профессор Хлюстин» Олег Маслов встретил Виктора Кузнецова, и эта встреча стала началом их творческой дружбы. Первый совместный живописный проект — «Голубая лагуна» — художники Олег Маслов и Виктор Кузнецов осуществили в 1993 году в мастерской при Новой Академии Изящных Искусств, по адресу Пушкинская, 10.

Творческий союз Олега и Виктора просуществовал тринадцать лет, до 2006 года. Художники совместно делали фото и видео-проекты, сотрудничали с группой «Поп-Механика» Сергея Курехина в качестве фронт-менов, объездив с выставками и концертами всю Европу и США.

Под влиянием фотографов конца 19 — начала 20 века художники увлеклись пикторальной фотографией. С 1994 года ими были созданы фотографические циклы «Пестрые рассказы», «Сатирикон», «Тайны священной рощи», «Посвящение Генриху Семирадскому», «Посвящение художнику Альма та Деми». В сотрудничестве с видео-режиссёром Андрюсом Венцловой был создан фильм «Другие проблемы» и видео-опера «Мирей», а также авторский видеофильм «Трагедия».В живописи Олег Маслов и Виктор Кузнецов пропагандировали неоклассическое искусство, помещая себя в античные сюжеты своих картин, совмещая творческую деятельность с преподавательской.

В 1993 году Олег Маслов был удостоен звания профессора кафедры живописи Новой Академии Изящных Искусств.

В 1999 году художники Олег и Виктор начали работать над полотном «Триумф Гомера», размером 320Х530 см, на котором решили изобразить всех деятелей неоакадемизма Санкт-Петербурга. Тимур Новиков изображен в образе слепого Гомера, читающего «Илиаду» внимающим слушателям — искусствоведам Екатерине Андреевой, Олесе Туркиной, Александру Боровскому, Виктору Мазину, художникам Георгию Гурьянову, Денису Егельскому, Стасу Макарову, Ольге Тобрелутс, Белле Матвеевой, Борису Кошелохову, Андрею Медведеву, Владиславу Мамышеву-Монро, Олегу Маслову и Виктору Кузнецову. Картина создавалась в помещении Новой Академии, в Михайловском замке (Инженерном замке) и была закончена в 2000 году.

Сольная деятельность
В 2006 году после совместного путешествия по Америке дуэт Олег и Виктор прекращает свое существование, и Олег Маслов начинает сольную деятельность. С 2006 по 2016 годы им созданы несколько живописных циклов: «Веселые ребята», «Бассейн», «Три истории», «Северный Кавказ», «Эхинацеи и Циннии».

Олег Маслов ведет активную выставочную деятельность, как в России, так и за рубежом, сотрудничая с различными галереями, музеями и институциями.

Выставки

1 апреля – 4 апреля 2021 – Арт-ярмарка «АртРашаФэар», Гостиный двор, Москва

23 февраля — 8 марта 2021 – персональная выставка «КАМПАСПА – 2021», Space-U, Москва

2020 год – «Русский реализм», Гос. Русский музей, Малага, Испания

Октябрь-ноябрь 2020 – «История развития мультимедиа искусства Ленинграда-Санкт-Петербурга 1985-2000 годов», центр современного искусства С. Курехина, СПб

Февраль-март 2020 – «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе», центр Б.Н. Ельцина и Центр современного искусства С. Курёхина, Екатеринбург

Март 2019 — «Красота +-», ЦВЗ Манеж, СПб

Июль-август 2018 — «BLOW UP» персональная выставка, VP STUDIO, Галерея Веры Погодиной, Москва

Октябрь 2018 — «Ленинградский андеграунд в Христьянии», Дания, Копенгаген, галерея «Gallopperiet»

Декабрь 2018 — «Открытки от художников», Московский Sotheby’s, Москва

28 мая — 26 июня 2016 «Эхинацеи и Циннии», Гридчинхолл, Московская область

2015 год — «Абсолютная красота», Людвиг Музей, Будапешт

2014 год — «Северный Кавказ», NameGallery, Санкт-Петербург

С 25 февраля по 17 мая 2010 года-выставка «Удар кисти. Новые художники» в Мраморном дворце Русского музея

С 3 октября 2009 года по 30 октября 2009 года- выставка «15 лет галерее А\Я» в галерее А\Я

C 21 мая 2009 года по 17 августа 2009 года- выставка «Искусство про искусство» в Мраморном дворце Русского музея

С 26 декабря 2008 года по 31 января 2009 года- персональная выставка «Еще раз про любовь» в галерее Anna Nova

С 09 ноября 2007 года по 15 декабря 2007 года — персональная выставка «Веселые друзья» в галерее Anna Nova

Выставки Олега Маслова и Виктора Кузнецова

2005 год-«Соучастники», Третьяковская галерея, Москва, Первая Московская биеннале современного искусства

2004 год-«Российский Неоакадемизм», Музей искусств в Борнхольме, Дания

2004 год-«Осторожно!», искусство Москвы и Санкт-Петербурга, национальный музей искусств, Норвегия

2003 год-«Актуальное искусство Санкт-Петербурга», «Форум Stadpark Verlaf, Австрия, Грац

2002 год-«Снегурочка- новое искусство из России», Zacheta Gallery, Польша, Воршава

2002 год- «Творцы прекрасного», Palazzo Forti, Италия, Верона

2001 год- «Красота и эротизм» , Голландия, Гронинген

2001 год- «Между землей и раем», новое направление классики в искусстве сегодня, Музей современного искусства, Бельгия, Остенде

2000 год- «Российский неоакадемизм», Музей искусств В Борнхольме, Дания

2000 год- «Наследники Спарты», новый российский классицизм, Новая академия, Snellman Hall, Финляндия, Хельсинки

2000 год- «Динамичные пары», приурочено к десятилетию галереи Гелмана

1999—2000 года- Балтийская биеннале современного искусства, Szczecin, Рига

1999 год- «Неоакадемизм и Электроник» , Нижний Новгород, Городец, Иваново, Ярославль

1998 250 Thouzands of Miles Villeroy and Bosh , Manez , Moscow

1998 год- Неоакадемическая фотография из коллекций Новой Академии, Fine Arts и частных коллекций, Манэ, Москва

1998 год- «Второй месяц фотографии», Манэ, Москва

1997 год- «Первый международный месяц фотографии»

1997 год- «Кабинет», студия Олега и Виктора, Стедлик музей, Голландия, Амстердам

199 год- «Взаимодействие», SCCA ежегодная выставка, Санкт-Петербург

199 год- Metaphern des Entrucktseins, Badisher Kunstverein, Karlsruhe, Germany

«Идиллия и Катастрофа», EKTahrome Galerie, Германия, Эрферт

1995 год- 2 \ 3, Das Russische Feld Gallery, Германия, Берлин

1995 год-«Фестиваль Пушкинской 10», Австрия, Вена, Зальцбург

1995 год-«Отстранение», Международный видео форум, Баухауз

1995 год-13 Международный видео фестиваль, Голландия

1994—199 года- «Самоидентификация», Киль. Берлин. Осло, Сопот, Копенгаген

1994 год- «Возрождение и Сопротивление», Мраморный дворец, Санкт-Петербург

1994 год- «Голубая лагуна», Манеж, Санкт-Петербург

Персональные выставки Олега Маслова и Виктора Кузнецова

2005 год-«Мода и стиль в фотографии», Московский международный фото фестиваль

2003 год- Et in Arcadia Ego, Museanum, Германия, Дрезден

2003 год- Astematio capitus, Museum of NAFA, Пушкинская 10, Санкт-Петербург

2003 10 лет дружбы в искусстве, Музей Нонконформизм, Санкт-Петербург

2000 год-«Голубая лагуна и Тюльпаны Плюсчева», Noname Gallery, Роттердам

1999 год- Виктор Кузнецов, Новая академия и Fine arts, Санкт-Петербург

1998 год- Et in Arcadia Ego — Amfilada Gallery, Szczecin, Польша

1997 год- «Секреты Священной рощи», Art Kiosk Gallery, Брюссель

199 год- «Союз Земли и Воды», Айдан галерея, Москва

1995 год- «Секреты священной рощи», Новая академия, Санкт-Петербург

1995 год- «Олег и Виктор», фотография, Erotische Museum , Берлин

1994 год- Nonexistant Porcelain, Новая Академия,Санкт-Петербург

1994 год- «Метаморфозы», Галерея 21, Санкт-Петербург

1994 год «Сатирикон», Новая академия, Санкт-Петербург

1994 год- Первая выставка фотографии, Новая академия, Санкт-Петербург

1995 год- «Весенний ветер», галерея 103, Санкт-Петербург

1993 год- «Наташа», галерея 103, Санкт-Петербург

Выставки в рамках группы «Новые дикие»
1994 год- «Воздушный поцелуй», Art contact, Германия, Берлин

1994 год-«Современное искусство Санкт-Петербурга», отель «Невский палас» Санкт-Петербург

1993 год- «Современный портрет», ЦВЗ Манеж, Санкт-Петербург

1993 год- «Метод», Pori Art Museum, Финляндия

1991 год- «Город». ЦВЗ Манеж, Санкт-Петербург

1991 год- «Невский проспект. Андеграунд», Франция, Нант

1990 год- «Холст- материал для мужчины», выставочный зал на Каширке, Москва

1990 год- «Первая биеннале новейшего искусства», ЦВЗ Манеж, Ленинград

1990 год- «Умелые ручки», клуб Маяк. Ленинград

1990 год- «Новые художники из Ленинграда», Muzeo de Arte Moderno, Мексика, Мехико

1989 год- «Женщина в искусстве», Литейный 57, Ленинград

1989 год- «Весь Ленград», ЦВЗ Манеж, Ленинград

1989 год- «От неофициального искусства к перестройке», Гавань, Ленинград

1989 год- «Новые русские», Дом культуры и техники, Польша, Варшава

1989-99 года «I и II Североамериканская выставка «Клуба друзей Маяковского», Paul Jadelson Arts, США, Нью-Йорк

1988 год- «Новые художники из Ленинграда», Kulturhuset, Швеция, Стокгольм

1988 год- «80 талантов Русского Авангарда», Art Atrium, Швеция, Стокгольм

1988 год- «Новые художники», Raab Galerie, Германия, Берлин

1988 год- «40 лет неофициального искусства Ленинграда», Гавань, Ленинград

1988 год- «7 независимых художников из Ленинграда», Young Unknown Gallery, Великобритания, Лондон

1988 год- «Новые художники», Орхус, Копенгаген, Дания

1988 год- «Арт контакт», Rigas Modes, Рига/p>

1987 год- «Новые художники», выставка на премьере фильма «Асса», Дворец молодежи, Ленинград

1987 год- «Без ореола. Новая экспрессия в русской живописи», Gdanski Kantor Sztuki, Польша, Гданьск

1987 год- «Митьки», ЛГУ им. А. А. Жданова, Ленинград

1987 год- ДК МЭЛЗ, Москва

198 год- «Новые художники», галерея АССА, Ленинград

198 год- «17 выставка молодых художников», Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва

Персональные выставки группы «Новые дикие»
1993 год- «Метод», Союз журналистов, Санкт-Петербург

1991 год- Планетарий, Санкт-Петербург

Прямая речь

Как начиналась твоя творческая жизнь, что было до «Пушкинской-10»?
Я окончил Пензенское художественное училище, потом приехал в Ленинград, чтобы больше нигде не учиться. Мы с Тимуром Новиковым организовали «Галерею изящных искусств». Сначала я участвовал в выставках ТЭИИ, затем был сквот «НЧ/ВЧ» — сообщество музыкантов и художников. До «Пушкинской-10» был сквот на улице Каляева (дом 28, позже 31), прямо напротив здания, где находился КГБ. В «НЧ/ВЧ» состояли панкгруппы, которых сейчас уже нет, такие как «АУ».
Была ли у тебя мастерская до «Пушкинской-10»?
Была, в «НЧ/ВЧ». Но когда рухнула система сквотов на Каляева и Чайковского, встал вопрос о мастерской. В это время успешно развивался сквот на Пушкинской. Меня позвал Ковальский, я как-то заходил, но здесь было мрачно, слишком много художников, а на Каляева было побольше пространства.
Как и когда ты попал на «Пушкинскую-10»?
В среду андеграунда я попал году в 1984-м. Еще до появления «Пушкинской-10». Здесь же поначалу обосновался в мастерской у Боба Кошелохова — на время, пока он жил со своей гражданской женой на Рубинштейна. Это было в 1992-м году. Мастерская мне досталась здесь в 1998-м году. Позвонил Игорь Орлов и позвал выбрать себе мастерскую. Она не сразу стала приспособленной для жизни: двери не закрывались, часто приходили какие-то бомжи с вокзала. Только со временем заработал лифт, на дверях замки появились.
Чувствуется ли принципиальная разница между старой и новой «Пушкинской-10»?
Ну, представьте себе!!! Конец 1980-х, серый народ, света нет, здесь грязно, но бегают талантливые безумцы, а сейчас все цивильно и чисто. Для художника же главное — внутреннее состояние, а то, что тебя окружает, уходит на второй план. Не знаю. Мне всегда нравится то, что сейчас происходит, а не то, что было или будет. Бывали разные моменты в жизни, когда у тебя огромная мастерская, и ты творишь, бывали и темные, трудные времена.
На «Пушкинской» всегда были и музыканты, и художники. Из известных групп здесь были «Колибри», «Препинаки», «ЗГА», «Два самолета», Борис Гребенщиков, «ДДТ», «Странные игры». Существовало несколько театров, «АХЕ». Здесь начинал режиссер Могучий. Проходили «Праздники Двора», тогда они так назывались, теперь это называется юбилеями. Атмосфера, конечно, поменялась. Но я не скучаю. Некогда скучать. Что-то появляется, что-то проходит — все хорошо. И «Пушкинская» меняется, и это тоже хорошо, потому что соответствует времени, это не мертвая институция.
Чувствуешь ли ты себя частью «П-10»?
Безусловно.
Состоишь ли ты сейчас в каких-то других творческих объединениях помимо «Свободной культуры»?
До «Свободной культуры» я принадлежал к сообществу «Новые художники» — это от середины 1980-х до начала 1990-х, а в составе «Новых художников» была меньшая группа «Новые дикие», в которой я также участвовал. В ней состояли молодые художники. В том числе среди «диких» был и Виктор Цой, который выставлял свои работы как художник. Организовывались выставки — они были разрешенными; иногда кагэбэшники их закрывали, если обнаруживали слишком радикальные работы. Но эти выставки пользовались тогда большой популярностью: стояли огромные очереди, как в Мавзолей. Рисовали все, кто хотел. Рисовали мы тогда где угодно, экспериментировали в совместном творчестве. Олег Котельников, Тимур Новиков, Сергей «Африка» Бугаев, Григорий Гурьянов (барабанщик группы «Кино»), Иван Савченков — все были «Новые художники». Сейчас не вхожу ни в какие другие творческие союзы, слава Богу.
Как ты оцениваешь работу других творческих союзов?
Сейчас это очень развито. Существует много коммерческих галерей, которые предлагают свои услуги, но это немного другое поле деятельности, в отличие от «Пушкинской-10». Она по-своему оригинальна в этом плане, ведет историческую музейную линию художников, которые входили и входят в «Свободную культуру». Я считаю, что это очень важно, чтобы эти художники, может, не столь известные, остались в истории.
Как ты повлиял на развитие «Пушкинской-10»?
Мы представляли из себя звено Музея изящных искусств — организации, существовавшей внутри Пушкинской. Пушкинская — это же не определенный стиль, не определенная группа художников, например, кубисты или фовисты… Это совершенно разные художники, принадлежащие разным современным направлениям в искусстве. Всех объединяют корни «Свободной Культуры», возникшей еще до перестройки. Тогда их объединяло то, что все были представителями неофициального искусства: и профессионалы, и любители, и те, кто просто мазал, — их всех выставляли потому, что они были яркими личностями. Хорошо, что это сейчас осталось на «Пушкинской-10», потому что часто художники разных направлений довольно ревностно относятся друг к другу.
Ты считаешь свое творчество актуальным?
Я стараюсь быть актуальным, потому что мы живем в данное, время и важно понимать и отражать то, что происходит. Я бы не сказал, что мнение зрителя совсем неважно для меня. Изобразительное искусство — это длительный и очень одинокий процесс, поэтому ведешь диалог прежде всего с самим с собой, с картиной, с идеей, которую воплощаешь.
Припоминаешь ли ты какие-нибудь казусы на «Пушкинской-10»?
Отключали все: и воду, и свет, и с ОМОНом брали! Вот, например, один случай. В начале 90-х, зимой было дело, сидим с Виктором Кузнецовым у фасада дома. Вдруг врываются наголо бритые ребята, вооруженные и с рациями. А у нас гигантские холсты с изображением обнаженных людей, очень реалистические. Те — буквально как доберманы — внеслись на крышу и оказались в полном недоумении… Но картины им понравились, даже очень, буквально комплиментами осыпали. Забавная ситуация. Оказалось, что охрана Собчака прочесывала окрестности и, в частности, сквоты, чтобы спокойно все было. Мы, конечно, испугались, подумали, что все: сейчас заберут, бить, стрелять будут.
Как ты оцениваешь общественную значимость деятельности «Пушкинской-10»?
Считаю ее колоссальной. Думаю, публика как была разнообразной, так и осталась такой. Я не идеализирую Пушкинскую, но это потрясающе, что она существует, таких мест больше нет! Это, конечно, не просто так, а благодаря грамотно выстроенной культурной политике арт-центра.
Над чем сейчас работаешь?
Сейчас работаю над новым циклом картин, собираюсь в ноябре сделать выставку в галерее Anna Nova. Рассказывать сейчас не хочется, так как это должен быть сюрприз. Предыдущий цикл работ был посвящен цветам. Работы мои выставлялись во многих местах и хранятся в разных музеях: в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Амстердаме, в Калифорнии. Последняя моя выставка была здесь, на «Пушкинской-10». Сейчас готовим небольшую персональную ретроспективную выставку памяти Тимура Новикова, которая откроется 23 сентября в Эрмитаже.
Что для тебя «Пушкинская-10»?
Для меня это дом родной! Я тут живу уже давно, с 1992 года. Чувствую себя неотъемлемой частью этого дома.

Контакты

Персональный сайт Олега Маслова.