Биография
Семён Мотолянец (род. в 1982, Брест, Беларусь) – участник объединения «PARAZIT» (с 2007 г.), а также «Открытой студии Непокоренные 17» (с 2013 г.), создатель (совместно с Дмитрием Петуховым) художественной группы «Мыло». Участник таких проектов, как Московская международная Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» (Москва), параллельная программа биеннале «Манифест 10» (Санкт-Петербург), Уральская Индустриальная Биеннале (Екатеринбург), Фестиваль Арт Проспект (Санкт-Петербург), Программа CEC Artslink (Нью-Йорк). Резидент Cité Internationale des Arts в Париже.
Участник многочисленных выставок в России, США, Грузии, Финляндии, Норвегии, Швеции и т.д. Участник ряда персональных и коллективных выставок, в том числе в Государственном Эрмитаже, Новом Музее, Музее Петербургского Авангарда, Музее Москвы, Галереи Марата Гельмана на Винзаводе, Marina Gisich Gallery, Anna Nova и др.
На его полотнах советская символика соединяется с картинами современной повседневности и ироничными текстами, зачастую написанными поверх изображения. Исследует образ простого рабочего, используя знакомую всем символику и юмор.
Помимо романтической постконцептуалистской живописи, художник создает объекты из разных материалов – от гранита до брусков отечественного мыла, живые перформансы, как групповые, так и сольные. Разносторонняя художественная практика Мотолянца заключается в работе с явлениями, которые в его случае не исключают друг друга, а дополняют, – это традиция академической живописи и тенденции актуального искусства.
Работы находятся в коллекциях следующих музеев:
- Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия;
- Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия;
- Музей PERMM, Пермь, Россия;
- Музей Нонконформистского Искусства, Санкт-Петербург, Россия;
- Фонд В. Смирнова и К. Сорокина, Россия;
- Частные коллекции в России, Швейцарии и Германии.
Награды
- 2018 – Лауреат Премии им. С. Курехина, Приз Французского Института за проект «Очень искусственный выбор»;
- 2016 – Малый приз «Осеннего салона с Белгазпромбанком», Минск, Беларусь;
- 2010 – Номинант премии Кандинского. Москва, Россия;
- 2009 – Государственная Премия в Области современного искусства «Инновация». В номинации «Новая Генерация» за перфоманс «Фигурное катание на мыле» в составе группы «Мыло». Россия;
- 2001 – «Institute PRO ARTE» and The Ford Foundation Grant. Санкт-Петербург, Россия.
Персональные выставки
2021:
- «Жаль, что я не делаю искусство каждый день», кластер Консерва, Брест, Беларусь.
2018:
- «Временная разметка пуб/личного пространства желтой краской», Галерея пространства КХ, Брест, Беларусь;
- О стерильном искусстве, Международный центр искусств, Париж;
- Антиперсональная персональная выставка Семена Мотолянца, который понял, что он ничего не понял в современном искусстве, Борей Арт-центр, Санкт-Петербург, Россия.
2017:
- «Очень искусственный выбор», Marina Gisich Gallery, Санкт-Петербург;
- «Нельзязя», Галерея художницы Ольги Масловской, Брест, Беларусь.
2016:
- «Местная особенность», Пространство КХ (Крылы Халопа), Брест, Беларусь.
2015:
- «Большие Картины Решают Большие Вопросы», Marina Gisich Gallery, Санкт-Петербург, Россия.
2013:
- «Защитные экраны», Galleria Nina Due, Милан, Италия;
- «Пару слов», Борей Арт-Центр, Санкт-Петербург, Россия.
2012:
- «Отторжение» (в составе группы «МЫЛО»), галерея Anna Nova, Санкт-Петербург, Россия;
- «Ради строчки в CV», галерея «Дверь», Санкт-Петербург, Россия;
- «Положение вещей» (в составе группы «МЫЛО»), музей «АРТ-Коммуналка», Коломна, Санкт-Петербург, Россия;
- «Горизонтальное положение», галерея «Паразит», Санкт-Петербург, Россия.
2011:
- 10-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», Грант Фонда «ПРО АРТЕ» (в составе группы «МЫЛО»), Музей Гигиены, Санкт-Петербург, Россия;
- «Камень, ножницы, бумага», галерея «Паразит», Санкт-Петербург, Россия.
2008:
- «Репетиция Жизни», музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, Россия.
Групповые выставки
2023:
- «Чужестранцы повсюду», галерея Борей, Санкт-Петербург, Россия;
- «Бывшие» НИИ Паразита РЕНТГЕНА 4, Санкт-Петербург, Россия;
- «Коморка с пути» Екатерининское собрание, Санкт-Петербург, Россия;
- «Незнакомый Потолок» НИИ Паразита РЕНТГЕНА 4, Санкт-Петербург, Россия;
- «Выставка люстр» НИИ Паразита РЕНТГЕНА 4, Санкт-Петербург, Россия.
2021:
- «Дважды два», Kunsthalle Nummer sieben, Санкт-Петербург, Россия;
- Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия.
2017:
- «Россия – Китай», Новый Музей, Санкт-Петербург, Россия;
- «Последние стенания», галерея Борей, Санкт-Петербург, Россия.
2016:
- «Применение», Культурно-просветительский центр «МАРАТА 64». Музей истории профессионального образования, Санкт-Петербург, Россия;
- «Осенний салон с Белгазпромбанк», Центральный выставочный зал, Минск, Беларусь;
- Аукцион группировки «PARAZIT»: «Простое искусство», Marina Gisich Gallery, Санкт-Петербург, Россия;
- «Землетруженик». Памяти Юрия Никифорова. Музей современного искусства им. С.П. Дягилева СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия;
- «Только никому не говори», Пространство 0+, Санкт-Петербург, Россия;
- «Мистерия первых», Музей Петербургского Авангарда (Дом Матюшина), Санкт-Петербург, Россия;
- «Удел человеческий», галерея «Борей», Санкт-Петербург, Россия;
- «Таинственный сад» в рамках городского международного фестиваля искусства «Точка доступа», Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург, Россия;
- «Важные диалоги», Фестиваль АРТ ПРОСПЕКТ, Санкт-Петербург, Россия.
2015:
- «10 новых плохих работ», Галерея Борей, Санкт-Петербург, Россия;
- «Провенанс», к 15-летию Marina Gisich Gallery, Санкт-Петербург, Россия;
- «Надо возделывать наш сад», к 10-летию Anna Nova Gallery, Санкт-Петербург, Россия;
- «Присутствие ускользающего. 20 лет петербургского перформанса», Сontemporary Art Space, Батуми, Грузия (при поддержке Luda Gallery);
- «Художник в Загоне», Солянка ВПА, Специальный проект Московской Биеннале Современного Искусства, Москва, Россия;
- «Отрицая – предлагай», Фестиваль «АРТ ПРОСПЕКТ», Санкт-Петербург, Россия;
- «Все свои», Ленинград-Центр, Санкт-Петербург, Россия;
- Художественная ярмарка «Supermarket» (в рамках группировки «PARAZIT»), Стокгольм, Швеция.
2014:
- «Другая столица», Музей Москвы, Москва, Россия;
- «Черная зависть» в рамках Параллельной программы Манифеста 10, Борей Арт Центр, Санкт-Петербург, Россия;
- «Искусство перевода», Фонд «Про Арте», в рамках Параллельной программы Манифеста 10, Библиотека Маяковского, Санкт-Петербург, Россия;
- «Комуналка», на Марата 33, в рамках Специальной программы Манифеста 10, Санкт-Петербург, Россия;
- «Спасение Венеции», Галерея Марины Гисич, Санкт-Петербург, Россия;
- «Семь способов смотреть на чудо», Дом Матюшина, Санкт-Петербург, Россия;
- «Сигнал 1» и «Сигнал 2», Санкт-Петербург, Россия;
- Gyumri Public Art Huddle, Гюмри, Армения;
- «Арт проспект 2014», Фестиваль Паблик арта, Санкт-Петербург, Россия;
- «Наверху», Музей Москвы, Москва, Россия.
2013:
- «Стабильность», Галерея Эрарта, Цюрих, Швейцария;
- «Lost in translation», Параллельная программа 55 Венецианской биеннале, Венеция, Италия;
- «Parazit+», Галерея Марата Гельмана, Винзавод, Москва, Россия.
2012:
- «Saturnalia» (в составе группы «МЫЛО»), при поддержке фонда Смирнова и Сорокина, Тбилиси / Батуми, Грузия;
- Программа CEC Artslink и «Art in odd place», Нью-Йорк, США;
- «Арт Проспект» фестиваль Public Art, Санкт-Петербург, Россия;
- «От тупизма к паразитизму», галерея «Культпроект», Москва, Россия;
- «Дайте нам делать то, что мы хотим делать и думать о том, что мы хотим думать» (в составе группы «МЫЛО»), проект «Люда Express» в Новой Голландии, Санкт-Петербург, Россия;
- «Oculus ДВА. Выставка художников Фонда “ПРО АРТЕ”», Специальный проект 3-й Московской международной Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», Агентство Art.Ru, Россия;
- «Упражнение “АРТикуляция”», Специальный проект 3-й Московской международной Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», Цех Белого, ЦСИ «Винзавод» (в составе группы «МЫЛО»), Москва, Россия;
- «13-я триеннале печатной графики» (в составе группы «МЫЛО»), Ювяскяля, Финляндия.
2011:
- Nordic Art Today (в составе группы «МЫЛО»), Лофт-проект «Этажи», Санкт-Петербург, Россия;
- «OCULUS NOVENI», Лофт «Светоч», Санкт- Петербург, Россия;
- «Видеоформа – второй фестиваль видео арта», ЦСИ Курехина, Санкт- Петербург, Россия;
- «Квартирный вопрос», Modernariat Gallery, Санкт- Петербург, Россия;
- Total Contemporary Night, Rizzordi Art Foundation, Санкт- Петербург, Россия;
- «Внутренняя милиция», Борей Арт-Центр, Санкт- Петербург, Россия;
- «55/3 – Выставка-самоорганизация молодых художников», Центр ARTPLAY, Москва, Россия;
- «История российского видео арта. Том 3», ММСИ, Москва, Россия.
2010:
- «Рабочая неделя», пятидневный перформанс группы «МЫЛО», в рамках Специальной программы 1-й Уральской Индустриальной Биеннале, Завод Уралмаш, Екатеринбург, Россия;
- «Портрет Интерпретация», Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург, Россия;
- «Эрмитажная Ломография». Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург, Россия;
- Выставка номинантов премии «Инновация – 2009», ГЦСИ, Москва, Россия;
- «Китайский Павильон», Борей Арт Центр, Санкт- Петербург, Россия;
- «Новояз. Петербургская версия», Молодежный центр государственного Эрмитажа, Санкт- Петербург, Россия.
2009:
- «Вторичная переработка / Recycling», Молодёжный центр государственного Эрмитажа, Санкт- Петербург, Россия;
- «Музейный проект» (в составе группы «МЫЛО»), Галерея ЛЮДА, Санкт- Петербург, Россия.
2008:
- «Ускользающая русская литература. Обмылки», Галерея «10х15», Санкт- Петербург, Россия;
- «“ПАРАЗИТ” на “Русском Бедном”», Борей Арт Центр, Санкт- Петербург, Россия;
- «Память полей», «Лофт-проект Этажи», Санкт- Петербург, Россия.
2006:
- «Новые Имена», Музей Нонконформистского Искусства, Санкт- Петербург, Россия;
- «Решающее Мгновение», ЦВЗ Манеж, Санкт- Петербург, Россия.
Акции
- «Паразиты в музеях мира», придуманная в 2009 году Верой Светловой: участники группы «PARAZIT» засылали в различные музеи по всему миру папки формата А3 – складывали оригиналы работ, подписывали папку для директора музея и оставляли в музейном гардеробе в обмен на номерок, который являлся документацией акции; прошла такая и в Эрмитаже. Музей мог принять работы в дар, но, безусловно, в большинстве случаев все они через какое-то время уничтожались.
- «О стерильном искусстве». В 2018 году Семён, находясь в резиденции в Париже, привёз с собой 20 кусков мыла, на каждый из которых наносил гравировку, родственную контексту музея, и оставлял в туалете. Таким образом он посетил 11 музеев.
Образование
2003 – Художественное училище им. А.К. Глебова, Минск, Беларусь (направление специальности «Живопись»);
2009 – СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. Санкт-Петербург, Россия (отделение Монументально-декоративной живописи);
Занятия фотографией в студии Игоря Лебедева.
2012 – Школа Молодого Художника, фонд «ПРО АРТЕ», Санкт-Петербург, Россия.
Контакты
- персональный сайт художника: http://motolyanets.ru/
- facebook: https://www.facebook.com/motolyanets.semyon
- e-mail: motolyanets.site@gmail.com