Товарищество “Свободная культура” (СК) – творческий союз профессиональных деятелей современного искусства и культуры России и зарубежья. Зарегистрировано в Петербурге в 1990 как некоммерческая региональная общественная организация.
Арт-Центр “Пушкинская 10″ (П-10) – проект СК – коллективное произведение искусства, саморазвивающийся и самовоспроизводящийся кинетический объект современной культуры, созданный группой художников-нонконформистов.
В российской культурной практике появление П-10 – это уникальный случай, когда гражданская инициатива творческих людей, представлявших в советское время “неофициальное” искусство и последовательно развивавших идею “своего места на Родине”, привела к успеху.
Понятие “неофициальное” или “нонконформистское” искусство появилось в результате борьбы советской империи с инакомыслящими. Нонконформизм – это отказ следовать господствующему мнению и отстаивание своего взгляда на мир. Неофициальное искусство – искусство неангажированное государством и неподвластное его цензуре.
В 1932 по постановлению ЦК ВКП(б) были упразднены все творческие объединения и созданы единые Союзы художников, литераторов, музыкантов, композиторов, театральных деятелей с главенствующим политическим принципом социалистического реализма в искусстве. С этого времени во внутренней политике советского государства прочно утвердились запрет на свободу самовыражения художника и уничтожение свободы слова в культурной, социальной и политической жизни страны. На долгие годы отечественная культура была разделена на “официальную” (советскую) и “неофициальную”, продолжавшую художественные традиции “Серебряного века” и “Русского авангарда”.
Художники-нонконформисты не могли пользоваться правами профессиональных художников, объединенных в официальные союзы: зарабатывать на жизнь творческим трудом, устраивать выставки, заниматься преподавательской деятельностью, арендовать мастерские. Они должны были отбывать срок посторонней службы, отрывая время от своей основной творческой работы. В противном случае государство могло привлечь их к уголовной ответственности за тунеядство.
Деятели нонконформистского искусства, отрицавшие академическую школу как монополию, были приравнены к социально-опасным элементам общества. Следствием этого стала очередная эмиграция русских талантов на запад, порой насильственная. Некоторые попадали в психиатрические больницы, кто-то был осужден на тюремное заключение.
Но общество жаждало перемен, и на первых порах это выражалось в интересе ко всему запрещенному. Несмотря на подпольное существование, искусство нонконформистов проникало в свободомыслящую среду творческой и научной интеллигенции и имело оглушительный успех. На “квартирные выставки” приходили тысячи людей, подвергая риску свою карьеру, благополучие семьи, а иногда и жизнь.
Квартирная выставка – это возможность демонстрации произведений искусства широкому кругу зрителей, минуя государственное цензуру. Существовали четко отработанные требования к предлагаемым для выставок квартирам и их хозяевам:
1. комнаты должны быть большие с высокими стенами и наименьшим
количеством окон;
2. квартира должна быть отдельной или с расселенными соседями;
3. у квартиры желателен “черный ход”;
4. хозяева должны были быть из тех, кто хотел эмигрировать, но кого не пускали, и им надо было привлечь к себе внимание властей, чтобы те в отместку выгнали их из страны;
5. хозяева должны были быть юридически подкованы и не бояться негативных последствий.
Первые официальные выставки нонконформистов в Ленинграде, разрешенные ради эксперимента властями в 1974-75, ознаменовались невиданным по тем временам стечением народа. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть новое для них свободное искусство. Этот период впоследствии был назван “Газаневщиной” – по названию домов культуры им. Газа и “Невский”, где проходили эти выставки.
В период “Газаневщины” художники-нонконформисты самоорганизовались в Товарищество Экспериментальных Выставок (ТЭВ). В 1981, с появлением нового поколения художников-нонконформистов, было создано Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ). В 1980-е нонконформисты с переменным успехом боролись за право демонстрировать свое искусство публике. Их деятельность оздоровляла общество и приближала время свободы.
Успехи художников-нонконформистов стали возможными благодаря тому, что в 1970-80-е культурное пространство Ленинграда, независимо от государственно-политической идеологии, формировалось под влиянием частной инициативы и деятельности организаций, представлявших широкий культурный диапазон и существовавших на разных основаниях – таких, например, как Джаз-клубы “Камертон” и “Квадрат”, театральные семинары на квартире Бориса Понизовского, постоянно действующие квартирные выставки, Литературное объединение “Клуб-81″, Клуб карикатуристов-картунистов в ЛДМ, театральная студия Эрика Горошевского, “Рок-клуб” на ул. Рубинштейна, Клуб современной музыки в ДК им.Ленсовета, упомянутые выше ТЭВ и ТЭИИ.
Деятельность этих организаций в значительной степени готовила общественное сознание к приближающимся политическим переменам периода “перестройки”. Несмотря на то, что инициаторы и активисты этих организаций находились под пристальным наблюдением отдела КГБ по борьбе с идеологическими диверсиями, они по духу и роду своей деятельности не причисляли себя к политическим диссидентам, а их требования не выходили за рамки “Декларации прав человека” и соответствующих статей “Международных пактов о правах человека”. К числу отстаиваемых ими требований относилось, например, право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который свободно выбираем каждым человеком; или право каждого человека на участие в культурной жизни и на защиту моральных и материальных интересов, возникающих в связи со своим трудом; или право беспрепятственно придерживаться своего мнения и свободно выражать его, а также искать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ в любой форме, тем более художественной.
Ярким примером открытого выражения своего мнения и реакции на него государства в 1970-е стало выступление Олега Волкова и неофициального художника Юлия Рыбакова (будущего депутата Государственной Думы). В одну из прекрасных ленинградских ночей (с 2 на 5 августа 1976) на стене Петропавловской крепости они написали следующее: “Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков!” Текст хорошо читался с противоположного берега Невы. Кроме того, утром по городу поехали трамваи с надписями на ту же тему, сделанными на противоположных от дверей сторонах вагонов.
По сути эта акция протеста была решена художественным способом и являлась перфомансом -формой искусства, широко распространенной в то время на Западе, но являвшейся авангардной у нас в России, а потому не понятной государственному органу цензуры, каковым фактически был Комитет государственной безопасности. Очевидно, что в качестве “гонорара” художники получили лагерный срок 7 и 6 лет соответственно.
Концепция независимого Арт-центра разрабатывалась “неофициальными” художниками ТЭИИ с 1987. Предполагаемое место реализации этой концепции менялось (Апраксин двор, Новая Голландия, Константиновский дворец в Стрельне), а в соответствии с этим, видоизменялась и сама концепция: то это был “Город мастеров”, то “Центр современной русской культуры”, то “Кооперативные мастерские”. В Ленинграде первые законы, высвобождающие частную инициативу граждан и придающие ей легальный статус, появились в 1988 году.(Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-ЧI о кооперации в СССР).
Первую попытку официально создать организацию, помогающую “неофициальным” художникам, предпринял Юлий Рыбаков в 1987-88. Кооперативную галерею планировалось создать при Ленинградском отделении Советского фонда культуры на средства Джорджа Сороса. Но это начинание потерпело неудачу, так как положительные рекомендации эмигрантских кругов, полученные Рыбаковым для получения инвестиций, не были поддержаны правлением Советского фонда культуры.
Примерно в то же время (1988) художники ТЭИИ начинали первое турне выставки неофициального изобразительного искусства Ленинграда по галереям и музеям США, организованное американской художницей и общественным деятелем Барбарой Хазард. Выставка сопровождалась лекциями о “неофициальном” русском искусстве. В 1990 началось следующее турне под названием “Что не запрещено – то разрешено” по университетам США и Канады. В 1991-92 состоялась выставка петербургских художников-нонконформистов “Хранители огня” в музеях американских университетов.
В конце 1980-х бесхозяйственность городских властей достигла своего предела. Многие дома в центре города, поставленные по плану на капитальный ремонт и уже полуразрушенные, оказались брошенными на произвол судьбы. Некоторые из них стали занимать художники, у которых не было мастерских. Такие дома, как НЧ/ВЧ на ул. Каляева и ул. Чайковского, дом 145 по Фонтанке, успели получить известность благодаря активности художников, наполнивших своим искусством пустые квартиры.
Но никто из них не занимался организационными и хозяйственными проблемами, связанными с содержанием зданий. Все усилия художников были направлены на творческую работу и привлечение интереса к ней любителей современного искусства. Было очевидно, что подобная практика не позволит долго просуществовать образовавшимся сообществам.
Одним из таких домов был и дом номер 10 по Пушкинской улице. Можно сказать, что сама судьба предопределила ему стать Арт-центром. Здание было возведено в 1878 по проекту архитектора Х. Х. Тацки, который, как выяснилось впоследствии, являлся пра-пра-дедушкой Юлия Рыбакова. С 1874 по 1880 улица, на которой воздвигли интересующее нас здание, называлась то Новая, то Новый проспект, то Малый Невский, то Александровская, то Кампанейская и только 22 мая 1880 за ней закрепили имя Пушкина.
7 августа 1884 состоялось открытие памятника А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина. Фигура поэта была развернута к Невскому проспекту. В поле зрения Пушкина явно попадало здание номер 10-12, угол которого выступал, как нос корабля, за общую линию домов. Уже было понятно, что это необыкновенный дом, а памятник поставлен, чтобы отметить это.
Номер 10 окончательно был закреплен за домом в 1890. После того как первые владельцы, супруги Мальцевы, продали его графу П. Шувалову, дом существовал как доходный: квартиры сдавались внаем, а кроме этого, в нем располагалось большое число разнообразных учреждений – от винной лавки до “Училища им. Святых Кирилла и Мефодия” и издательств “Алконостъ” и “Сиринъ”. От дома 20, где был мебельный салон Пале-Ройяль и типография Ю. Штоутера, до дома 10 по Пушкинской улице нередко прогуливались знаменитые творческие люди А. Блок, А. Ремизов, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Андрей Белый, З. Гиппиус и актриса П. Стрепетова. С 1917 по 1984 дом влачил серую жизнь многонациональной коммуналки, постепенно приходя в упадок. В 1984 его поставили на капитальный ремонт, а жильцов начали расселять.
В 1988 художники Ю. Рыбаков, С. Ковальский, Е. Орлов и искусствовед Л. Улитина зарегистрировали первую кооперативную галерею. В 1989 она нашла свое место в доме 10 по Пушкинской улице и стала называться по номеру занимаемой квартиры и дома: “10-10″. К этому времени ряд квартир в доме уже был занят под мастерские художниками – в основном членами ТЭИИ. Официально дом был арендован у города кооперативом “Охрана”, который распределял помещения в “зависшем” доме разного рода бизнес-конторам. Но все понимали, что такого рода коммерческая эксплуатация не может продолжаться долго. Тогда и возникла мысль о совместной деятельности ТЭИИ и кооператива “Охрана” по созданию культурного центра. Согласно новой концепции, рассчитанной на это здание, предполагались три составляющих: 1. Бизнес-центр, 2. Галереи и музей нонконформистского искусства. 3. Творческие мастерские художников.
Организацией Бизнес-центра должен был заняться кооператив “Охрана”. Предполагалось, что его деятельность поможет решить хозяйственные и экономические проблемы содержания здания. Для реализации двух последних частей концепции необходимо было создать официальную организацию, уставные положения которой позволяли бы этим заниматься. К этому времени появился новый закон о негосударственных общественных объединениях (Закон СССР от 9.10.1990 № 1708-1).
Организационный опыт времен ТЭВа и ТЭИИ дал художникам возможность официально реализовать принцип самоорганизации. Избегая противодействия городских властей, “неофициальные” художники в 1990 зарегистрировали в Москве Ленинградское отделение Московского гуманитарного фонда им. А. С. Пушкина, что позволило официально представлять интересы фонда в Ленинграде. Членами фонда стали независимые профессиональные деятели современной культуры и общественные организации, чья деятельность способствовала достижению целей фонда. Таковыми целями являлись: создание необходимых условий для творческого труда, оказание помощи в реализации художественных проектов, организация системы социальной защиты независимых деятелей искусства и культуры.
Главными культурными проектами фонда стали: создание культурного центра, создание музея нонконформистского искусства и организация культурного обмена между негосударственными культурными центрами мира (программа “Интерспираль”).
Тем временем, дом на Пушкинской заполнялся художниками ТЭИИ, музыкантами и актерами. Не всем это нравилось. Враждебные действия со стороны районных властей не заставили себя ждать. Осенью в доме отключили отопление, полагая что выжить художникам в таких условиях будет непросто. На следующее утро инициативная группа уже пикетировала здание Ленсовета с плакатами “Отдайте тепло народу” и “Вымораживая культуру, вы замораживаете себя”. В это же время Ю. Рыбаков в Ленсовете поднимал вопрос о правомерности действий районных властей. Другая часть художников направилась на сессию районных депутатов. В зал прошли явочным порядком, где сгруппировались и двинулись к президиуму. Воспользовавшись замешательством его членов, художники прошли к трибуне и, завладев микрофоном, заявили протест. Демарш возымел успех. На следующий день отопление было включено.
В конце 1989 состоялась встреча представителей Фонда Сороса и обитателей “Пушкинской 10″. Фонд собирался создавать свой культурный центр в Ленинграде. Художники “Пушкинской 10″ предложили ему выкупить дом у города по остаточной стоимости, чтобы создать в нем этот центр вместе. Но концепция фонда Сороса не позволяла вкладывать деньги в недвижимость, и предложение не было принято. Западным меценатам не пришло в голову, что у русских художников-нонконформистов нет места, где они могли бы осуществлять свои художественные программы, которые собирались финансировать западные фонды. Не изучив и не понимая условий жизни российского общества, они так же пытались автоматически перенести опыт западных стран в Россию. Их помощь могла бы быть намного эффективней, если бы в поисках контактов они сразу обратились не к государственным органам, по-прежнему сформированным из “homo soveticus”, а напрямую к тем людям, которые уже давно научились работать на благо общества, вопреки отсутствию необходимого для жизни демократического общества законодательства и неблагоприятным условиям советского бытия.
Здание П-10 само по себе превращалось в культурный центр. Название для него – “Ковчег ХХI Век” предложил Юлий Рыбаков, который к тому времени стал депутатом Ленсовета. Именно благодаря его поддержке концепция арт-центра была представлена на обсуждение заседания Ленсовета и 19 марта 1990 получила одобрение за подписью председателя Ленсовета А. А. Собчака. Нашей организации предложили разработать конкретные предложения по ремонту и подготовке помещений дома 10 по Пушкинской улице для нужд культурного центра. В 1991 был заключен договор аренды с городом на 15 лет. Партнерские отношения с кооперативом “Охрана” распались сами собой.
Самостоятельный статус организации, необходимость развития инфраструктуры ощущались всеми. Существовавшая к этому времени единственная Галерея 10-10 уже не могла удовлетворить всех запросов, хотя за первые два года ей удалось задать определенное направление деятельности и обеспечить высокий качественный уровень выставок. Именно в этой галерее состоялись первые в России официальные персональные выставки А. Арефьева и Е. Рухина – двух из немногих основоположников нонконформистского искусства Ленинграда – Петербурга. Впервые на негосударственном уровне был осуществлен обмен выставками с американскими художниками.
В культурном центре “Ковчег ХХ1 век” на Пушкинской начали работать: частная галерея им. Сальвадора Дали, театры “Данет” и “OF”, перформанс-группы “АХЕ”, “СВОИ” и “Лаборатория Движения”, репетировали и записывали пластинки музыканты из группы “ДДТ”, “Аквариум”, “Два Самолета”, “Колибри”, “Препинаки”, “ЗГА”. Нашлось место для издательств “Новый Геликон”, “Деан”, “Петрополь”, “Топ-шлеп”, “Кабинет”. В 1990 открылись офис общественного комитета содействия сооружению храма “Любви, мира и музыки именем Джона Леннона” и Фонд “Ночлежка” – первая в России организация помощи бездомным.
В 1992 Ленинградское отделение Гуманитарного фонда им. А. С. Пушкина отделилось от Московского и зарегистрировалось в Петербурге как самостоятельная негосударственная общественная некоммерческая организация Фонд “Свободная Культура”.
К этому времени, по инициативе деятелей культуры, работающих в доме на Пушкинской, открылись галереи: “103″, “21″, “77″ (названия были даны по номерам занимаемых ими квартир), “Техно-арт-центр”, “Фотоimage”, “Мост через Стикс” (при участии сотрудников Русского музея), “Новая академия изящных искусств”, постоянная экспозиция произведений современного искусства из коллекции Фонда “Свободная Культура”, арт-клуб “Фиш-Фабрик”, музыкальные вторники Ю. Касьяника, клуб “Арт-Клиника”.
Казалось, что положение арт-центра упрочилось. Фонд переходит на полное самообеспечение и берет на себя организацию и финансирование коммунально-хозяйственной части здания. Занимается поиском инвестора и строительной компании для ремонта здания. По заказу Фонда эскиз-проект арт-центра, учитывающий его будущие потребности на всю площадь здания (13500 кв.м.), осуществляет частное архитектурное бюро “Литейная часть 91″ и согласовывает его с КуГИ и УГИОПОм. Независимую экспертизу провел представитель американской архитектурной кампании. Это стало возможным благодаря рекомендации Барбары Хазард и помощи благотворительного фонда “Tides” (США). В дальнейшем фонд “Tides” проявил интерес к самостоятельной культурной политике СК и в течение последующих 10 лет оказывал финансовую поддержку арт-центру “Пушкинская 10″, не вмешиваясь в его деятельность. Это – редкий пример доверия и деликатного отношения к российскому художнику. В остальных случаях мы сталкивались с непониманием роли художника в российском обществе.
Существует крылатая фраза: “Поэт в России – больше, чем поэт”. Следует обобщить, поменяв слово “поэт” на “Художник” с большой буквы. Развитый в ХХ веке западный арт-рынок принизил роль Художника до ремесленника, забывая, что он создает культурные ценности на века. Произведения искусства стали товаром, который должен был соответствовать тем же стандартам, что необходимы при операции “купля-продажа” баррелей нефти или килограммов картошки. Российский художник не может и не должен вписываться в подобные отношения. Именно поэтому и для сохранения отечественной культуры СК ставила одной из главных своих целей привлечь внимание государственных структур к пониманию того, что мало заниматься возвращением или реставрацией культурных ценностей. Стратегически верной позицией должна стать забота о современных создателях этих ценностей в настоящем времени.
С отечественным бизнесом отношения СК складывались вяло. Любой потенциальный инвестор хотел возвращения вложенных денег сразу и с большим процентом. И это было понятно, так как фирмы и банки появлялись и исчезали как мыльные пузыри. Можно с уверенностью сказать, что государства, как гаранта экономической стабильности, тогда не существовало. Впрочем, не существовало его и как гаранта и выразителя полноценной культурной политики. Государство полностью игнорировало факт существования негосударственных некоммерческих организаций культуры и не обращало внимания на их активную деятельность.
В докладе “Конфликт и культура”, представленном СК на конференции Европейских стран в Веймаре (Германия; 1999), назывались факторы, мешавшие развитию культуры и искусства в начале 1990-х годов:
финансирование культуры в целом по “остаточному принципу”;
отсутствие финансовой и правовой поддержки негосударственному некоммерческому сектору;
несоответствие законодательной базы потребностям общества;
отсутствие или неэффективность налоговых льгот в случае спонсирования культурных проектов;
отсутствие отечественного арт-рынка в силу массового обнищания населения (отсутствие понятия арт-рынка как такового);
индифферентное отношение граждан России к возможности влияния на политическую и социально-культурную сферы деятельности государства;
необоснованно завышенные таможенные сборы в случае обменных или зарубежных некоммерческих выставок, служащие большим препятствием для международного культурного обмена и интеграции России в культурное пространство Европы и Америки.
В 1994 городские власти попытались передать здание “Пушкинская 10″ петербургскому ТВ… также для организации культурного центра! (Распоряжение от 25 января 1994 было подписано мэром, т. е. все тем же А. Собчаком, который за 4 года перед тем отдал здание художникам). Но, так как к этому времени у СК уже был договор аренды всего здания, власти города были вынуждены передать дело в суд.
Художники обратились к петербургской общественности. 30 января 1994 на “Пушкинской 10″ состоялась пресс-конференция, в которой участвовали корреспонденты газет, журналов и радиостанций Петербурга, Москвы, некоторых западных стран, депутаты горсовета, представители общественных объединений, искусствоведы и сотрудники Русского музея, Эрмитажа, Музея истории города, рядовые горожане и видные деятели культуры. С пламенными речами в защиту культурного центра выступали поэт Виктор Кривулин, искусствовед Михаил Герман. Оказалось, что арт-центр “Пушкинская 10″ знают и ценят многие.
Две недели по радиостанции “Свобода” поэт Юлия Вознесенская при участии Юлия Рыбакова рассказывала о положении арт центра. Часовую передачу “Севооборот” с участием Сергея Курёхина посвятил ему ведущий программ Би-Би-Си Сева Новгородцев. Телефильм “Тело авангарда” был показан московским ТВ.
Письма в поддержку арт-центра были получены мэром и председателем Городского собрания от министра культуры РФ Е. Сидорова и лидера партии “Демократический выбор России” Е. Гайдара. Запросы о судьбе арт-центра в Комитет по культуре и мэру поступали от различных культурных центров Европы и Америки. Кроме этого, стало очевидным, что если в советское время голос общественности был продиктован властью, то теперь он имел собственное звучание и значение, которые заметно влияли на распределение голосов “за” и “против” на выборах как в органы законодательной, так и исполнительной власти. Лица, участвовавшие в предвыборных баталиях, не могли этого не учитывать.
В середине 1995 судебный процесс был приостановлен, а иски городских властей и ТВ отозваны за невозможностью их реализации. Тем временем, здание уже было сильно разрушено и требовало срочного капитального ремонта. Художники продолжали работать в поистине блокадных условиях: без воды, отопления и электричества. В это же время, при участии заместителя мэра Владимир Яковлева велись переговоры с ТВ о создании акционерного общества для ремонта и реконструкции здания. В сентябре этого же года арт-центр посетил мэр А. Собчак и предложил художникам переехать на некую маневренную площадь, которой в городе так и не оказалось.
В мае 1995 СК начала международную программу культурного обмена “Интерспираль”. В октябре того же года на конгрессе трансевропейской организации негосударственных культурных центров (”TranceEuropeHalles”) в Любляне арт-центр “Ковчег ХХI” был признан одним из самых крупных и интересных в Европе и принят в сеть “TranceEuropeHalles”. В ноябре 1995 в Гамбурге открылась выставка художников СК в поддержку арт-центра “Ковчег ХХ1век”, организованная благотворительной организацией Fo’ko и британо-американской табачной кампанией В.А.Т.
12 января 1996 художники СК “берут” Смольный. По приглашению мэра в стенах мэрии открывается художественная выставка. 5 апреля этого же года по предложению начальника КУГИ и вице-мэра М. Маневича подписано компромиссное соглашение между городом, ТВ, “Строительным трестом” и СК о ремонте и разделе здания по Пушкинской 10. В результате СК должна получить в пользование от города не меньше 4500 кв.м. отремонтированных площадей для арт-центра за счет “Строительного треста”. 29 июня 1996 депутат Госдумы Ю. Рыбаков получает резолюцию губернатора С.-Петербурга Владимира Яковлева, разрешающую начало ремонтных работ в доме 10 по Пушкинской улице.
В январе 1997 “Строительный трест” начал капитальный ремонт здания. Художники решили не покидать дом. Для этого была разработана система перемещения из одного флигеля дома в другой на время ремонта основной части здания. По-прежнему не было тепла и воды. Тем не менее, героически работали все творческие отделения СК.
К этому времени набирал силу проект “Интерспираль”, начальная стадия которого стала возможной благодаря инициативе австрийского профессора славистики Франца Кумпля и финансовой поддержке фонда культурных обменов “Культур контакт”.
С 1995 по 2000 СК представляла искусство в следующих городах и странах:
Вена, Линц, Инсбрук, Зальцбург (Австрия, 1995);
Любляна (Словения, 1995);
Хельсинки, (Финляндия, 1996);
Копенгаген (Дания; в рамках проекта “Копенгаген-1996 – культурная столица”, 1996);
Дрезден и Берлин (Германия, 1996);
Мецаго (Италия, 1996);
Варшава (Польша, 1997);
Хельсинки (в рамках проекта “Хельсинки-2000 культурная столица, 2000);
Эйсберг (Дания, 2000);
по приглашению городского Комитета по культуре СК участвовала в фестивалях Петербурга в Нью-Йорке и Варшаве (1997).
В тот же период наш культурный центр принимал у себя художников из арт-центров “Cinema Rex” (Белград, Югославия), “Замок Уяздовски” (Варшава, Польша), “Multihus Tobaksfabrikken” (Эйсберг, Дания), “Cable Factory”, (Хельсинки, Финляндия), “Metelkova Mesto” (Любляна, Словения), “Брюссель Арток Тур”.
Саморазвитие арт-центра продолжалось. Все инициативы по организации или изменению деятельности творческих отделений исходили от самих художников. Каждый приходящий на работу в арт-центр неминуемо становился художником в той или иной мере. Тем не менее, Центр находился не в безвоздушном пространстве, его существование так же сильно зависело от перемен в жизни города и государства, как и работа всего негосударственного некоммерческого сектора.
14 октября 1999 СК учредило Музей нонконформистского искусства (МНИ). Музей стал необходим, чтобы создать возможность для современного искусствоведения проанализировать и проявить связь времен расцвета русского авангарда 1910-20-х годов с искусством художников-нонконформистов второй половины ХХ века, разъединенных вторжением советской идеологии в русское искусство и интегрирования его в мировую культуру в подлинном виде.
Музей существует как выставочный научный и архивный центр. Материалом для начала работы музея послужила коллекция произведений современного искусства, которая была собрана в 1980-90-е неофициальными художниками и представляющая нонконформистское искусство Ленинграда/Петербурга второй половины ХХ века.
В 1999, согласно закону РФ о перерегистрации общественных организаций, Фонд “Свободная Культура” подтверждает свой статус, но меняет название на Товарищество “Свободная Культура” (СК).
Смена названия объясняется следующими причинами:
1. идея Организации как Фонда, получающего деньги на культурные программы и распределяющего их по конкретным направлениям, не оправдала себя;
2. следуя логике развития истории, необходимо было документально подтвердить преемственность поколений нонконформистов: в 1970-е Товарищество Экспериментальных Выставок, в 1980-е – Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства, в XXI веке – Товарищество “Свободная Культура”.
В 1999 СК заняло отремонтированную часть здания и переоформило договор с городской администрацией города на использование его как арт-центра сроком на 49 лет.
Финансовое обеспечение жизнедеятельности арт-центра было полностью возложено на СК. Исключение составила личная инициатива председателя Комиссии по культуре Законодательного собрания Леонида Романкова, который сумел провести в бюджет Законодательного собрания пункт об оказании небольшой финансовой поддержке арт-центру с 2000 по 2003.
Самообеспечение было и остается главной проблемой негосударственных объединений и организаций. Когда стало очевидно, что часть дома на Пушкинской все же осталась за художниками, привычное название “Пушкинская-10″ утвердилось за уже знаменитым арт-центром. Имя великого русского поэта давно стало частью народного фольклора и это сыграло свою роль.
СК была проделана работа по анализу взаимоотношений государства и негосударственных некоммерческих культурных центров в разных городах Европы. Из ряда интервью, которые мы взяли у создателей и руководителей культурных центров Австрии, Финляндии, Германии и Голландии, стало ясно, что поддержка негосударственного сектора в этих странах стала частью не только идеологической политики государства, но и экономической. Например, в Австрии культурные центры имеют финансовую поддержку от государства, области и города. Понемногу, но на содержание культурного центра хватает. В Финляндии разрешено свободно распоряжаться предоставленной площадью культурного центра, часть которого может быть временно передана центром кому-либо в аренду для покрытия расходов на другую часть, используемую в культурных целях. Западным спонсорам выгодно помогать культуре, поскольку законодательство предусматривает в этом случае льготы по налогообложению. В некоторых странах ремонт и реставрация здания происходит на государственные деньги, а иногда на деньги Евросоюза (Польша, Голландия, Финляндия). Кроме того, негосударственный сектор помогает государству частично решать проблему занятости населения. Люди, которые работают в западных культурных центрах, получают заработную плату, как правило, от муниципалитетов. Для сравнения: Арт-Центр “Пушкинская 10″ и его сотрудники лишены подобных возможностей ввиду отсутствия контактов между государством и негосударственным сектором.
В 1999 СК было приглашено Евросоюзом на конференцию европейских стран по вопросом культуры в Ваймар (Германия), причем СК стало единственной организацией из России, представляющей там негосударственный некоммерческий сектор. Доклад СК на тему “Конфликт и культура” вызвал большой интерес в профессиональных кругах. СК приняло участие в двух российских научно-общественных форумах “Формирование гражданского общества в России”, которые прошли в Петербурге и Москве (2002). В Петербурге в Институте социологии Российской Академии Наук (РАН) нами был представлены основные положения доклада “Конфликт и культура”. В 2002 СК приняло участие в 3-м Российско-Финском культурном форуме в Лапперанте, где непосредственно обсуждались вопросы состояния культурных обменов.
В 2003 году, юбилейном для С.-Петербурга, СК представило выставку художников “Пушкинской 10″ в музеях университетов США: Ричмонд, Мичиган, Майями. В самом арт-центре с 20 апреля по 13 июня прошел фестиваль современного искусства “Интерспираль” с участием художников из культурных центров Австрии, Германии, Швеции, Дании, США.
Для продолжения успешной деятельности арт-центра “Пушкинская 10″, как и всего некоммерческого негосударственного сектора, представляется необходимым:
Создание Ассоциации некоммерческих организаций культуры (НКО) как инструмента новой культурной политики;
Налаживание диалога государства и НКО;
Развитие правовой базы в соответствии с нуждами культурного развития страны, международным опытом и здравым смыслом;
Повышение престижа культуры, иными словами – сближение культурной, социальной и политической сфер;
Обучение и воспитание молодого поколения деятелей современной культуры.
Из глубин политического вертепа периодически появляются формулировки национальной идеи – одна негоднее другой. На наш взгляд, может быть, единственная транснациональная человеческая идея – культура. Если бы Россия провозгласила приоритет культуры во всех направлениях деятельности государства, поставив это первым пунктом Конституции и реализуя его на деле, выздоровление общества стало бы неминуемым.
За последние 15 лет негосударственные некоммерческие организации культуры не только на всех уровнях представляют современное искусство России, но и ведут большую просветительскую деятельность, при этом не получая финансовой поддержки от государства. Именно они осуществляют связь времен между русской культурой начала и конца ХХ века. Именно они впервые рассказали и показали нашей публике, что такое новые технологии в искусстве ХХI века. И главное, что, в силу своей специфики, некоммерческие организации объединяют творческих людей из разных маргинальных групп, способствуют проявлению их талантов и гражданского самосознания, учат терпимости к людям других взглядов и других культур.
Проходя путь от самовыражения личности до самореализации здоровой части общества, мы предполагали, что по мере воплощения идей одного поколения, появится другое – воспитанное в более свободной обстановке, исповедующее иные эстетические принципы, ведущее иной стиль жизни. Помните: “Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?..” – пел когда-то Борис Гребенщиков? Бывшая будущая молодежь уже созрела для настоящей жизни.
Арт-центр “Пушкинская 10″ – это культурная среда, способствующая формированию в людях собственного взгляда на мир и развивающая способность отстаивать свои взгляды не только в художественных, но и в социальных формах.
Культурная политика Товарищества “Свободная культура” в целом направлена на то, чтобы дать возможность молодому поколению быть не только разрушителями культурных традиций прошлого, но стать создателями новых.
Литература
Декларация прав человека.
Международные пакты о правах человека.
Галерея I: Сборник материалов, посвященных художественными событиям в “неофициальном” искусстве Ленинграда в 1970-е годы [Самиздат]. Ленинград. 1981
Газаневская культура о себе (в компиляции и редакции А. Басина). Иерусалим, 1989.
Андреева Е. Художники Газаневской культуры. Л., 1990.
Галерея II: Сборник материалов, посвященных художественными событиям в “неофициальном” искусстве Ленинграда в 1980-е годы [Самиздат]. Ленинград. 1991.
Документъ: Сборник материалов о выставочной деятельности Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) в 1980-88 годах [Самиздат]. Ленинград. 1991
Ковальский С. Хроника неофициального искусства Ленинграда // Петербургские чтения. № 3. СПб., 1995.
Шехтер Т. “Неофициальное” искусство Ленинграда: Очерк истории // там же.
[Гуревич Л., Иванов М.]. Арефьевский круг. СПб., 2002.
Гуманитарный фонд “Свободная культура” / Пушкинская 10. СПб., 1998.
Гуманитарный фонд “Свободная культура” // Петербургские чтения. № 4. СПб., 1999.
Масик С. Пушкинская улица. СПб., 1999.
Хазард Б. Рядом с Невским проспектом. СПб., 2000.
Гуревич Л. Сборник статей. СПб., 2001.
Культурный центр “Пушкинская 10″: Альбом. СПб., 2001.
20 лет квартирной выставке “На Бронницкой”. СПб. 2001.
Коллекция музея нонконформистского искусства: Каталог-альбом. Вып 1-4. СПб., 1999-2002.
Интерспираль 2003: Альбом. СПб., 2003.
Рапопорт А. Нонконформизм остается. СПб., 2003.
Фильмы и телепередачи
1. “Апельсиновая роща”, Молодой ленинградский киноавангард, 3 мин., худ. руководитель Александр Сокуров, Евгений Юфит, реж. Дмитрий Кузмин. Кинофильм. Ленинград. 1988.
2. “Визит на Пушкинскую, 10″, Владимир Витухновский, 54 мин.. Ленинград. ТВ. 1991.
3. “Тело авангарда”, реж. К. Шахнович, Н. Зарецкая. Москва, ТВ-Галерея. ТВ. 1993.
4. “Чёрный пёс Петербург”, 8 мин., реж. Любовь Амровина, авторы Анна Полянская, Руслан Линьков. СПб. ТВ. 1994.
5. “Новые обыватели”,. 17 мин., Кирилл Шахнович, Н. Зарецкая. Москва, Останкино, “Новая студия”. ТВ. 1994.
6. “Не продается вдохновение”, 45 мин., ТВО “Пушкинская, 10″, реж. Елена Плугатырева, автор сценария Наталия Обленова. СПб. ТВ. 1994.
7. “Реформа и власть”, 24 мин., реж. С. Дегтярёв, СПб. ТВ. 1994.
8. “Петербургский ковчег”, 30 мин., авторы Наталья Микова, Любовь Амровина, Александр Добрияник, Дмитрий Козлов, Юрий Молоков, Родион Гомов. СПб. ТВ. 1998.
9. “Пушкинская, 10 – искусство выживания”, 90 мин., реж. Герман Песецкас, Зальцбург, Австрия. Фильм. 2000.
10. “Территория”, 40 мин., реж. Андрей Людиков, автор сценария Екатерина Гончарова, Новгород, ТВ, 2001.
11. “Два самолёта /Пушкинская, 10″, 44 мин., автор Наиль Насретдинов, Омск, ТВ, 2001.
12. “7-я студия / Пушкинская 10″, 24 мин., М. Быков. СПб. ТВ. 2001.
13. “Диалог министра культуры России и президента Т “СК””, 20 мин.. М. Швыдкой и И. Колева. Москва. ТВ. 2001.
14. Metropolis Spezial Sankt-Petesburg, 53 мин., Германия, Франция, ТВ, 2003