Рисунки Екатерины Галактионовой выполнены в технике, известной в истории искусства по названию изысканный труп. Техника была разработана сюрреалистами круга Тристана Тцара еще в 1920-е годы. Художники делили поле изображения на ряд плоскостей (путем сгибания), и по очереди наносили изображение каждый на свою плоскость, не зная, как выглядел рисунок другого. Сюрреалистов интересовало бессознательное, поэтому они участвовали в создании изысканных трупов коллективно. Галактионовой разрыв изображения нужен не для демонстрации материальности и эстетичности бессознательного, а для разрезания ткани сознания и восприятия, в соответствии с тем состоянием действительности, которое она наблюдает много лет. Поэтому она все делает сама, одновременно имея под рукой несколько «листов в процессе».
Несмотря на существенные отличия от сюрреализма, опора на него в работах Галактионовой есть. Именно по этой причине мы предложили назвать выставку Левиафан. Сюрреалисты любили мистификации. Их выдуманные герои, Лотреамон, Гниющий чародей, король Убю хорошо вписывались в создаваемое ими искусство, усиливая его выразительность. Мы решили, что философский миф о «смертном боге» Левиафане, высшем безличном существе, которое, как утверждает Томас Гоббс (1588-1679), порождают люди, чтобы спастись от собственного эгоизма (Homo Homini lupus est) и склонности к насилию (Bellum omnium contra omnes) лучшим образом подойдет к титанической (всего около тысячи изображений) серии. Благодаря технике изысканный труп, разорванным оказывается не только отдельное изображение, но и смысловое поле бесконечного визуального потока их совокупности. Разрывая изображение, художник сам лишает себя возможности управлять его смыслами. Собранные вместе, листы начинают организовываться по собственным правилам. Именно в этом открытом смысловом поле читается образ Левиафана, который есть «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. Т., С. 197.
Александр Королев
Вход — по единому билету арт-центра. Купить билет можно на стойке информации при входе в арт-центр