Navicula Artis
Любая выставка задумывается и осуществляется в Navicula Artis как полноценный концептуальный проект, в котором каждый раз по-новому осмысляется и пространство, и содержательная интрига. Здесь художники включаются в живое актуальное поле искусствоведческой интерпретации, дающей импульс к сотворчеству.
Email: navicula@mail.ru
История
Галерея Navicula Artis появилась на карте Петербурга в 1992 году. Недавние выпускники кафедры истории искусства ЛГУ получили возможность устраивать выставки в просторном белом зале Дворца Труда (Николаевского), а куратор галереи Иван Чечот — великолепное пространство для реализации своих замыслов.
Тогда, в 1992-1994 годах и определился стиль работы галереи, который существенно отличал ее от всех других галерей и выставочных пространств города. Любая выставка задумывалась и осуществлялась как полноценный концептуальный проект, в котором каждый раз по-новому осмыслялось и пространство, и содержательная интрига, настолько, что каждый вернисаж представлялся подлинным событием, разыгранным как театральное действо.
Для начала-середины девяностых ситуация, когда искусствовед, куратор становился художником, была неслыханной. Однако именно это обстоятельство привлекало художников Петербурга и Москвы к работе с галереей, поскольку здесь они включались в живое актуальное поле искусствоведческой интерпретации, дававшей импульс к сотворчеству.
Помимо выставок, происходивших в пространстве Дворца Труда, где галерея помещалась до 1998 года, были и выездные акции — пожалуй, самое оригинальное явление в смысле новизны «жанра», культивируемое всеми нами.
Истоки «поездок» или «прогулок», любимых затей галереи, оригинальны и не связаны ни с жанром московских концептуальных «поездок за город», ни с жанром «инспекций». Их исток — в излюбленном для ленинградских искусствоведов фланировании, хождении по городу и окрестностям, в которое включается и любознательное знакомство с местными достопримечательностями, и игра в робинзонаду и просто приятное времяпрепровождение с выпиванием и болтовней. Если же обратиться к литературному опыту — то это петербургская классика, не требующая даже особых комментариев.
В 1998 году Navicula Artis обосновалась на «Пушкинской-10», что фактически стало ее новым рождением, поскольку возможности некоммерческой организации выставок во Дворце Труда к тому времени уже не было. За время существования галереи было организовано более ста выставок, двух десятков коллективных акций — прогулок и поездок, а также литературные чтения и просто мероприятия.
О галерее
Галерея много работает с молодыми художниками, открывая их петербургской публике. Так в 1999 году состоялось открытие выставки Олега Хвостова, ставшего одним из любимых художников галереи, прошла первая заметная выставка Игоря Брякилева «Из сада в сад» (куратор Александр Степанов), а в 2002 году — выставка Олега Шагапова «No smoking!» (кураторы Глеб Ершов, Андрей Клюканов). Значительными по экспозиционному размаху и новизне концепции стали выставки Петра Швецова «Аэропланы», специально для которой на потолке галереи была написана гигантская фреска, и Петра Белого «Сны вахтерши», преобразившая пространство выставочного зала в одну тотальную инсталляцию (первый масштабный опыт его работы в этом жанре). Кроме того, галерея постоянно привлекает к участию художников, выступающих на кураторском поприще.
Несколько проектов, ставших громкими событиями в современной художественной жизни Петербурга, были осуществлены Юрием Александровым: «Читальный зал. Без Гутенберга» — однодневная выставка-акция, где были собраны рукописные раритеты, образцы народного книжного творчества, подпадающие под определение «книга художника»; «Кунстлагерь. Ручные вещи» — выставка-провокация по отношению к современной парадигме искусства-объекта (Ершов, Клюканов) и выставка-мистерия «Последний ужин» с ритуальным поеданием макарон и демонстрацией книг-уникатов самого Александрова.
В рамках ежегодного фотомарафона серию концептуальных выставок курировал Дмитрий Пиликин. В частности, он выступил куратором нескольких выставок Дмитрия Шубина, а также современных петрозаводских художников и совместной русскофинской выставки фотографии «Memento mori».