Выставка стала итогом каникул петербургского художника и искусствоведа Андрея Хлобыстина в августе 2021 г. в городе Сен-Дье-де-Вож в горном массиве Вогезы, во французском регионе Лотарингия. В домах, где он побывал, нашлись наволочки для подушек, сшитые вручную, самые ранние из которых были сделаны в районе 1920 г. Ткань наволочек прохудилась и пожелтела, пропитавшись снами нескольких поколений людей, сохранив палимпсест их грез. Некоторые из наволочек снабжены вышитыми вручную вензелями в которых законсервированы орнаменты, восходящие еще к романской и кельтской традиции. Кельтская «подкладка» здешних мест очевидна: самые мощные и древние памятники, расположенные в окружающих горах, поросших еловым лесом – это мегалитические святилища, некоторые из которых были посвящены местному покровителю Восегусу – рогатому горному богу охоты и лесоводства. Давая вторую жизнь наволочкам, находящимся на грани тлена, Хлобыстин использовал здешние пигменты из растений, вина и почвы – розовые, как соборы Вогезов и Эльзаса, и желтые, как камни столицы Лотарингии – г. Нанси. Кроме того, он замешивал краски на растущих здесь щавеле, чернике и ежевике, иногда просто давя ягоды на ткань. В работе с фактурами на разных уровнях для него был важен трафарет, в том числе, как древнейшая множительная магическая техника (отпечатки и силуэты рук).
С 11 лет Хлобыстин занимался иллюстрированием текстов своих родителей-археологов, опубликованных в разнообразных научных изданиях. Обычно это были «наборы» из керамики, оружия, бытовых предметов, петроглифов, обелисков, и бесчисленных человеческих скелетов. В росписях наволочек Андрей использовал этот опыт, а также близкую ему традицию граффитизма/трансавангарда/новой дикости 1980-х, замешанных на архаике и этнике.
Андрей Хлобыстин – петербургский художник и искусствовед. После окончания истфака ЛГУ им. А.А. Жданова в первой пол. 1980-х Хлобыстин стал заведующим Нижнего парка Петергофа, но музейно-академической карьере предпочел изучение молодежной культуры новаторским для местного искусствознания методом включенного наблюдения. Хлобыстин пошел работать в котельную, занимался художественным творчеством в сквоте НЧ/ВЧ, печатался в самиздате, участвовал в выставках «Новых художников», «Клуба друзей Маяковского» и др.; был одним из первых «послов» неофициального советского искусства на Западе. В 1990-е -участник рейв-движения, ученый секретарь созданной Тимуром Новиковым Новой Академии, издатель журнала «Художественная Воля» и светской хроники «СусанинЪ», создатель Петербургского архива и библиотеки независимого искусства. В 2019 г. стал лауреатом премий Кандинского и «НОС: тексты художников» за книгу «Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ в.» (СПб.: Борей-арт, 2017) – масштабный труд по истории повседневности и «полевым исследованиям» малоизученных явлений творческой жизни.
Вход — по единому билету арт-центра. Купить билет можно на стойке информации при входе в арт-центр