«Выставка представляет сборник работ котов, творящих в пространстве, специально организованном Евгенией Коноваловой. В своих произведениях Коты Художники уничтожают грань между повседневностью и творчеством, деформируя пространство полотен. Практика уничтожения полотна, ставшая традиционной в искусстве, получает новую форму, т.к. в данном случае орудием воздействия является не топор в руке художника как у Тер-Оганяна, не порох Цай Гоцяна, но кошачьи лапки. Выставка ставит перед зрителем уже традиционные вопросы о ценности художественного материала. Подобно участникам движения Флюксус и Arte Povera, художник противопоставляет использование подручных материалов дорогой и красивой абстрактной живописи.
С другой стороны, данные произведения заставляют задуматься о субъектности художника и авторстве в искусстве. Знаменитый шимпанзе Конго, рисовавший абстракцию и поддержанный рядом знаменитых художников, обладал зачатками собственно человеческого интеллекта. В современной науке до сих пор идут споры об интеллектуальных способностях высших приматов. Коты же находятся на более низкой ступени, и, следовательно, дальше от человека.
Таким образом, особый интерес представляет исследование внутреннего мира маленьких художников. В науке такой феномен получил название «Umwelt». Введенное Якобом фон Икскюлем в середине XIX века понятие вызывает особый интерес для современных ученых. Человеческий мир состоит из символов, несущих собственно человеческие смыслы.
Животные же, в свою очередь, обладают лишь сигналами. Но значит ли это, что между человеком и животным существует непреодолимая пропасть? Понятие Umwelt, как продукт непрерывного и активного взаимодействия между внутренним миром живого существа и окружающей его среды, подчеркивает существование смысловой реальности у любого живого существа. Различие между миром человека и животного становится препятствием для познания внутреннего мира друг друга. Евгения Коновалова дает нам шанс заглянуть в мир пушистого существа.
Наконец, возвращаясь к человеческому миру, мы с необходимостью упираемся в трагедию человеческого существования в индустриальном обществе. В отчужденном обществе позднего капитализма художник больше не является таковым, будучи встроенным в систему эксплуатации и коммерциализации.Таким образом лишенные высших психических функций коты, возможно, оказываются сегодня единственными подлинными художниками.»
Глебов Виктор, магистр психологии
Кочетков Никита, канд. психол. наук
23 марта 2024 —
21 апреля 2024
Вход — по единому билету арт-центра. Купить билет можно на стойке информации при входе в арт-центр