(3 июля 1930 ‒ 3 июня 1995)
режиссёр театра, мыслитель, художник
создатель театра «ДаНет»
(3 июля 1930 ‒ 3 июня 1995)
режиссёр театра, мыслитель, художник
создатель театра «ДаНет»

Коротко

Борис Юрьевич Понизовский ─ один из первых резидентов будущей «Пушкинской-10». Об этом вспоминает другой местный житель-пионер, художник Валентин Герасименко (смотрите раздел «Прямая речь»).

На фотографии запечатлён в своей мастерской. В этом доме он, как многие первые поселенцы, жил, а не только работал, до 1995 года, до своей смерти. Во дворе корпуса A висит мемориальная доска.

 

Театр «ДаНет»

Здесь репетировал и выступал организованный Понизовским первый частный театр в Ленинграде. Появившийся в 1987 году, через два года «ДаНет» из ДК Ленсовета переехал в сквот на Пушкинскую, 10.

«Две небольшие комнаты в квартире № 124 становятся одновременно театром и жилищем для Бориса Понизовского. Актёры и художники набираются по объявлениям. Понизовского интересуют непрофессиональные исполнители, способные к естественному, безусловному существованию на сцене, “не испорченные” методом и школой. Спектакли играются во дворах-колодцах сквота или в крошечном зале театра. В труппу театра приходят Максим Исаев, Павел Семченко, Вадим Васильев, Яна Тумина и многие другие. Все исполнители обучаются через спектакль “Из театральной тишины на языке фарса”. Каждый показ спектакля начинается стихотворением близкого друга <режиссёра ─ арт-центр> поэта Леонида Аронзона ─ своё постановочное искусство Понизовский считал родственным его поэтике» (источник).

В 1989‒1990 годах Максим Исаев и Павел Семченко из труппы «ДаНет» организуют собственный Инженерный театр АХЕ. Мастер написал о них: «“АХЕ”, выращенные на методике Б. Понизовского ─ без его вмешательства ─ показывают вариантные урбанистические спектакли. Б. Понизовский здесь критик-зритель. На его взгляд, художники более опосредованы, чем актёры, и ближе к его <Понизовского ─ арт-центр> теоретическим предложениям» (источник).

Видео- и аудиозаписи

Телефильм о Борисе Понизовском в программе «Невский ковчег. Теория невозможного», 2024, канал «Санкт-Петербург».

«Театр Бориса Понизовского» ─ программа телеканала «Петербург» из цикла «Культурный слой», 2007: аудиозапись, видеозапись.

На Пушкинской, 10: продолжение

Восприемниками Понизовского в современном арт-центре можно считать его резидентов Максима Исаева и Павла Семченко ─ художников, актёров и режиссёров. С их Инженерным театром АХЕ сотрудничают представители следующего поколения художников: Дмитрий Жеравов и Маша Небесная, которые тоже трудятся здесь. При этом каждый ведёт и самостоятельные, отдельные проекты, с сообществом «Паразит» и вне его ─ Дмитрий, Маша ─ в дуэте «Творческая мануфактура ПТХ», который работает с детьми, как это когда-то делал Понизовский.

Из интервью Максима Исаева 2007 года («Параллелошар: 1989‒2009», СПб., 2010)

─ А как ты попал на «Пушкинскую-10»?

─ «Пушкинская-10» неразрывно связана с Борисом Юрьевичем Понизовским ─ человеком, который организовал определённым образом мой мозг. Потом появился Пашка (Павел Семченко ─ прим. автора), мы искали место для репетиций театра «ДаНет». В самые первые годы попали на «Пушкинскую»: это было пространство для театра «ДаНет» и личное пространство. Понизовский же охотно делился своим образом жизни, своим поведением, оказывал влияние в силу своей необъятности. Кроме своей харизмы, как это теперь называют, он выдавал по тем временам невероятные идеи, плюс ко всему ─ огромное количество информации, которая, например, в середине 1980-х была совершенно недоступна. В основном это связано с литературой, в меньшей степени ─ с театром. Для меня он выступал в двух качествах: собеседник и коллега по театру. Несмотря на очень большую разницу в возрасте, в какой-то момент мы были очень дружны, потом немножко отделились (раздел «Прямая речь»).

Из автобиографии Павла Семченко:

Обилие впечатлений и природная способность к запоминанию семизначных цифр толкали юношу к разного рода авантюрам, пока в 1988 году не произошло знакомство с Борисом Ю. Понизовским, ярчайшим мистификатором и теоретиком театра 70‒80-х годов. Пару лет Павел О. Семченко считал себя актёром театра «ДаНет», не оставляя, впрочем, занятия живописью, ─ до тех пор, пока вместе с В. Васильевым и М. Исаевым не создал группу «АХЕ» («Автобиография»).

«Творческая мануфактура ПТХ» (2025):

«Пушкинская-10»… это долгая и неразрывная связь с театром АХЕ ─ бессменными резидентами «Пушкинской-10», в тесном взаимодействии с которыми Маша Небесная творит и по сей день.

«Мастерские» или «П10», как между собой называем мы арт-центр, по сути ─ Альма-матер, место притяжения, частью которого нам посчастливилось стать.

И сейчас для нас важно продолжать нести дух свободы и творчества «Пушкинской-10» и передавать эстафету подрастающему поколению художников.