Мост через Стикс
«Мост через Стикс» — авторская галерея Вадима Воинова, учрежденная в 1994 году как часть Музея нонконформистского искусства при поддержке отдела новейших течений Государственного Русского музея. В экспозиции представлены уникальные функциоколлажи Вадима Воинова, посвященные осмыслению новейшей истории России.
О галерее
Используя свой метод компоновки старых вещей в отдельные композиции — функцио-коллажи, художник создает панораму истории России начала XIX — середины ХХ вв.
«Организация единственной в городе авторской галереи «Мост через Стикс» проходила одновременно с формированием санкт-петербургского Музея нонконформистского искусства в течение всего 1994 года. Галерея является частью музея, одним из его отделов.
Примененный в названии музея термин «нонконформизм» – говоря проще, отрицание, противостояние – конкретизируется тематикой работ, выставленных в галерее. Они посвящены истории России советского периода, прежде всего, той части ее культуры, которая явилась пропагандистской основой изобразительного искусства. Старые подлинные предметы, из которых составлены отдельные работы, не адаптируются – это еще один аспект, делающий их музейными экспонатами. Важным обстоятельством, оправдывающим существование галереи, является участие в ее учреждении отдела новейших течений Государственного Русского музея.
Первый тематико-экспозиционный план, а затем и экспозицию сделал заведующий отделом Александр Боровский. Все последующие экспозиции курировала сотрудница отдела, доктор искусстоведения Ирина Карасик и директор Музея нонконформизма Евгений Орлов. Принцип «кардиограммной» развески, предложенной Боровским, прошел через все семь выставок.
Первая экспозиция была развернута на последнем этаже лицевого корпуса, улица Пушкинская, дом 10. В ней было задействовано семь помещений, в которых располагалось порядка семидесяти работ. В 1998 году Товарищество художников переместилось в другие помещения того же дома, где таких пространств под галерею не было по определению. Я подумал, что ее закроют. Тем не менее для галереи отвели небольшое помещение из двух комнат. Пришлось перестроить принцип экспозиции. Теперь ее неизбежная компактность потребовала более значительных экспозиционных усилий для выражения чрезвычайно сложной темы – истории целой эпохи, а также пластически выразительной «кардиограммной» развески.
Мне кажется, что сделать это удалось. Постоянными экспозиционными акцентами обоих помещений стали в первом случае – колонна из папье-маше, на которой крепится работа (перефразировка античной традиции), во втором случае – высокое напольное зеркало-трюмо, на полку которого ставится специально сделанная работа. При смене экспозиций работы меняются на тематически и пластически подогнанные под них аналогичные объекты».
Вадим Воинов о галерее «Мост через Стикс»
Вадим Воинов
Что главное в моряке?
Чтобы с ним никто не утонул!
В. Воинов. Словарь новой мифологии
Эпизоды из жизни нередко переплетаются с фантомами-случаями, организующими вторую мистическую ось Судьбы. Свою дорогу я осознаю именно через эти вехи. Цепь внешне нелогичных и всегда некарьерных поступков – ответная реакция на полное доверие к своей интуиции. Провидение обобщило их в то, что я сейчас есть.
Родился в 1940 в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Отец, Серафим Воинов, историк, в 1949 был репрессирован по Ленинградскому делу. Sapienti sat. Об этом все и всегда помню. Заочную среднюю школу закончил в 1959, после чего ходил матросом в Америку и Африку на судах океанического рыболовного флота. В 1969 поступил, а в 1976 закончил заочное отделение исторического факультета Ленинградского университета по специальности «история». Факультативные занятия на кафедре истории искусства , где я защитил диплом по опубликованным работам, привели меня в 1972 к должности старшего научного сотрудника в Государственном музее истории Ленинграда. Я проработал там 24 года. Читал лекции, писал статьи, ходил в археологические экспедиции. Главная специфика моей музейной работы – обследование домов, идущих на капитальный ремонт, — столкнула со старыми вещами, оставленными людьми в брошенных жилищах. Постоянный контакт с ними в ситуации in sito привел к философско-пластическому осмыслению материала. Тематические комбинации предметов названы мною функциоколлажами.
Начал работать над ними в 1979, а с 1983 – экспонироваться. Широкая выставочная практика привлекла внимание специалистов – знаковый язык подлинных, утративших материальную ценность вещей стал понятен искусствоведам, историкам, музейщикам. Отношение к старому материалу, из которого я делаю коллажи, как к одушевленной исторической субстанции – это самое важное в методе работы с ним. Очевидное для меня «сопротивление материала» преодолевается только одним действием – «переживанием материала». Глубина и лиричность этого переживания прямо пропорциональны силе и состоятельности каждого отдельного функциоколлажа, каждого образа.
С 1994 г. товарищество художников «Свободная культура», единственная организация, где я состою, предоставила мне возможность учредить персональную авторскую галерею «Мост через Стикс». Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, 10 (вход с Лиговского пр., д. 53). Галерея является отделом Музея нонконформистского искусства. За 14 лет сотрудники Государственного Русского музея сделали из моих работ шесть постоянных экспозиций.
В. Воинов, «Фабула предмета», ДЕАН, 2008 г.